Эквус
ТЕАТР НА СПАССКОЙ - Кировский государственный театр юного зрителя
 
 
Меню
 
Сезоны

 

Театр на пути к социальной ответственности

С 21 по 24 октября в театре на Спасской впервые прошел фестиваль-лаборатория «Новый театр для детей»

Он собрал на одной площадке актеров, режиссеров и педагогов. Опыт каждой из сторон был полезен другой в методическом, дидактическом и творческом отношении. Естественно, главными участниками лаборатории стали дети, получившие возможность посмотреть спектакли лучших режиссеров России, принять участие в обсуждениях спектаклей и встречах с авторами.

Фестиваль-лабораторию организовало творческое объединение «КультПроект», уже известное кировчанам по фестивалю кукольных театров «Ковчег» в 2010 году и фестивалю современной документальной пьесы «Прямая речь» в театре на Спасской. Как сказала художественный руководитель «Нового театра для детей» Елена Ковальская, сегодня, когда много говорится о кризисе театра, главной проблемой видится его социальная безответственность. Театр теряет свою роль в обществе и перестает быть нужным зрителю, поскольку ничего не предпринимает, чтобы сделать своих земляков соучастниками, сотворцами спектаклей. Театр на Спасской в этом смысле – исключение. Он разрушил условную «четвертую стену», сделал шаг навстречу зрителям, превратив их не в пассивную массу, а в активных собеседников. В проектах «Я (не) уеду из Кирова», «Так-то да», в спектаклях «Алые паруса», «Дубровский» актеры и режиссер пригласили зрителя к откровенному разговору о том, что в равной степени волнует и горожан, и тех, кто на сцене.

Модернизация театра

-У любого театра, - продолжила гендиректор «КультПроекта» Надежда Конорева, - нет будущего, если он не станет воспитывать аудиторию. Сегодня проблем в этом виде искусства хватает: стареющие и не желающие меняться худруки (средний возраст по стране 65 лет), кризис современной драматургии, дегуманизация общества. Сегодня нужны смелые и оригинальные художественные программы, альтернативные механизмы управления, которые позволили бы оживить и модернизировать государственный театр. Фестиваль-лаборатория не только делает попытки приблизить к себе зрителя, но и подает пример того, как можно совместить воедино художественные задачи и социальную ответственность.

Как и любой фестиваль, «Новый театр для детей» стремился оставить след не только в памяти зрителей, но и вооружить новыми знаниями и навыками и служителей сцены, и учителей. Датский актер Йеспер Андерсен провел мастер-класс сторителлинга (то есть искусства рассказывать истории) кировским артистам. А Клаудиа Майер из Германии дала рекомендации учителям, как сделать театр подспорьем педагогики. Кроме того, состоялся круглый стол, посвященный проблемам и задачам современного театра для детей и юношества - театра особого назначения, призванного по мере сил решать социальные задачи.

Сказки и поучительные истории

Открылся фестиваль премьерой театра на Спасской - «Сокровища лесных эльфов». Худрук Борис Павлович интерпретировал на сцене маленькие поэтичные сказки молодой финской писательницы Реетты Ниемеля. На глазах детей обычная городская квартира превращалась в волшебный скандинавский лес, а актеры танцевали в лыжах и извлекали звуки из странных и необычных музыкальных инструментов. По словам Бориса Павловича, этот экспериментальный спектакль предназначен для маленьких зрителей, которые еще только начинают свое знакомство с театром. Финские стишки-сказки - своеобразная вводная экскурсия в мир театральной фантазии.

Реетта Ниемеля, приехавшая в Киров, призналась: «Сокровища лесных эльфов» - самая любимая и самая важная для меня книжка, она объединяет дорогие мне вещи: игру, фантазию, радость, дружбу, понимание, поддержку, тепло и любовь. Я думаю, что многое в нашей жизни состоит из таких маленьких и удивительных историй».

В первый же день фестиваля был показан спектакль-повествование «Беовульф» копенгагенского театра, сделанный в жанре сторителлинга. Он рассказал старинную англосаксонскую легенду о богатом короле и уродливом тролле, по своему желанию и разумению расправляющемся с королевскими подданными. В спектакле «Беовульф» совсем не было декораций. На сцене — двое, одетые в черные футболки и кожаные штаны. Из реквизита — только металлическая садовая лейка, по ходу спектакля превращающаяся то в боевого коня, то в сигнальный рог. Датчане ездят с этой историей по Европе и США, и везде им удается найти общий язык с аудиторией.

Московский свободный театр показал спектакль «Лафкадио» (в нем играют американские артисты). Это была история про обаятельного льва, который умел отстреливаться от охотников. Когда в лапы Лафкадио попало ружье, он стал суперстрелком, а потом - цирковой «звездой». Слава Лафкадио росла, но однажды он уехал в джунгли на сафари, где не мог ответить на вопрос: кто же он – лев или человек?

Спектакль «Бесстрашный барин», жанр которого его режиссер Марфа Горвиц-Назарова определила как «очень страшную сказку на ночь», был основан на народной сказке в изложении Александра Афанасьева, известного русского фольклориста XIX века. Это история путешествия смелого и дерзкого барина в царство мертвых, во время которого он встречался с разными темными силами. «Бесстрашный барин» - это не просто веселая история, но и философское осмысление, размышление о цене победы, о храбрости, мудрости и великодушии. Этот спектакль был удостоен главной театральной премии страны «Золотая маска».

Наталья Владимирова

Вести. Киров - 26 октября 2012




Читайте также

Я люблю… ходить на полупальцах и выдыхать буквы // «Вятский наблюдатель». - 14 декабря 2013. № 50 (755). Мэри Лазарева.

ZDвиг произошёл: повеяло крепким мужским духом // «Вятский наблюдатель». - 24 мая 2013. № 21 (778). Мэри Лазарева.

Zdвиг. И немного нервно. // «Бизнес Новости». - 19 мая 2013. № 20 (229). Елена Окатьева.

Про что танцует четвёртый ZDвиг? // «Вятский наблюдатель». - 17 мая 2013. № 20 (777). Мэри Лазарева.

Крутятся диски // «Бизнесс Клас». - 25 апреля 2013. № 4.