Закрыть
 

Мы используем cookies

Во время посещения сайта Театра на Спасской вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее.

 
 
 
 
Эквус
ТЕАТР НА СПАССКОЙ - Кировский государственный театр юного зрителя
 

Телефон кассы
(8332) 715-720

 
 
Сезоны

 

Актёр рождается в роддоме

25 ноября в «Театре на Спасской» состоится творческий вечер Александра Королевского, посвящённый двум круглым датам актёра: 50-летнему юбилею и 25-летию работы в театре.

За кулисами пробегает Саша. Я успеваю спросить его о детстве, о профессии, он торопится и отвечает кратко.

Творческий вечер Александра Королевского

ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА

Игра. Мне пять лет. Мы с ребятами стреляем пульками из рогаток, всех перебили, остались я и Лёнька – мы враги. Я залез в кусты, а он меня ищет. Мне надо выстрелить первым, а резинка на рогатке порвалась! Я пытаюсь её связать, но никак не могу, и это состояние – до трясучки – что он совсем рядом, и может меня убить, а я!.. Ох!..  Вот такая вера в игру…

Шумел камыш, деревья гнулись… Когда я родился, в нашей деревне Новая Порубежка электричества ещё не было. В конце дня после работы дома часто пели. Залезешь под стол, слушаешь песни – и так хорошо… А ещё было чтение по вечерам. Собиралась вся семья, приходили соседи, мама открывала журнал «Огонёк» или книжку, и читала… Новые эмоции будоражили воображение, это было поразительно…

По Шукшину. Когда после окончания Саратовского техникума железнодорожного транспорта я сообщил родным о том, что собираюсь поступать в театральное училище, из дома меня провожали с напутствиями. Отец сказал: «Идиот!», бабушка благословила: «Сопьёшься!» И только мама одобрила.

Не верю! На мой дипломный спектакль мама приехала ко мне из деревни с бабой Олей, они сели в первом ряду, обе в платочках... Мы ставили «Бешеные деньги» Островского, я играл роль Василькова. Посмотрев, мама строго сказала: «Придуриваешься много!Ненастоящий!».

Королевский убегает: пора на сцену! Я желаю ему удачи и сажусь в зрительный зал.

В ЗРИТЕЛЬНОМ ЗАЛЕ

Актер – как айсберг. Мы, зрители, видим на сцене только его верхушку – роль. На какой энергии это всё плывет, какими душевными ресурсами созидается – нам неизвестно. Но бывают времена и сюжеты, когда кулисы приоткрывают любопытным тайну творчества.

«Эквус»
Жертвоприношение норме. Как многому нужно было совпасть в одном театре – времени, режиссуре, актёрскому ансамблю, художникам, чтобы случилось это событие – спектакль «Эквус». Спектакль-поэма – он пронёсся, как проносятся кометы – раз в сто лет, оставив после себя шлейф воспоминаний, которые продолжают салютовать в его честь.

Природа сообщает тебе свой импульс, и ты передаёшь его дальше. Таким счастливым вдохновением природы стала роль Алана в исполнении Александра Королевского.

Молодой человек выкалывает глаза шести лошадям. Его адвокат считает, что парня надо лечить, и он оказывается в психиатрической больнице. Доктор Дайзерт после нескольких лечебных сеансов узнает всю историю преступления.

Безумно влюбленный в лошадей, восхищаясь и преклоняясь перед их красотой и грацией, однажды Алан в изголовье своей кровати на месте висевшей там иконы увидел картину с лошадью, которую повесила его мать. Это стало последним знамением. Алан уверовал, что лошадь – Эквус – это и есть Бог.

Алан работает в конюшне, он служит своим Богам, и они благословляют его мечты и надежды, глядя добрыми умными глазами. Алан живет с этой мыслью: Бог смотрит на него. И когда однажды в конюшне лошади видят его свидание с девушкой, разум Алана не выдерживает. Герой выходит за границы нормы законов и морали – в абсолютный космос духа – без примесей и аллюзий. Саша сыграл, присвоив веру и переступление за грань своего героя – себе.

Человек не знает, как много в нем заложено, и только любовь и вера открывают нам бездны человеческой души. Органика и откровенность актёра-Королевского всегда балансируют на опасной грани. Ни мастерством, ни профессионализмом такое не скроить – сии лекала суть непредсказуемая виртуозная природа таланта.

«Дуй, ветер! Дуй…»
В «Талантах и поклонниках» роль трагика Ераста Громилова в исполнении Александра Королевского становится зерном спектакля. Персонаж заявлен Островским как комический, но в том, как играл Королевский, никакого комикования не было. Неожиданно эта роль подняла пьесу на высокий трагедийный уровень.

Финал. Узнав, что молодая талантливая актриса Негина уехала в частный театр помещика Великанова, трагик разражается монологом короля Лира. Этой сцены у Островского нет, но в спектакле Кировского ТЮЗа Громилов вспоминает шекспировскую роль, очевидно, из своего актёрского багажа. Режиссёр спектакля Александр Клоков обращается к нервному состоянию опустившегося пьющего актёра, переживающего трагическое событие – отъезд Негиной. Трагик в отчаянии, и его память артиста, беспощадно и последовательно «доигрывая» сцену, выдает монолог короля Лира.

Народная артистка России Ольга Симонова вспоминает: «Это был такой искренний и мощный театр, выходящий на уровень греческой трагедии – так крупно, органично и доказательно играл Саша Королевский. Всю историю театра, его трагедию он вынес за скобки этой частной драмы, и всё становилось понятно, всё вставало на свои места. И главным было уже не то, что трагик пьян, а то, какую боль он заливает вином: он всё понимает про эту жизнь в театре, чего она стоит. Перед зрителями стоял большой человек – расхристанный, открытый. Молодой актер Королевский обнаруживал такую мощь, силу, органику, какая доступна только взрослым маститым актёрам, которые обычно и играли эту роль. А тут вдруг – такой молодой… Откуда это?!.. Леонид Хейфиц, посмотрев наш спектакль в Москве, сказал о Саше: «Вот живой актёр!». Потом заглянул в программку: «И фамилия какая интересная – Королевский!».

Голова в облаках
Актёр «обманывает» зрителей, выходя к ним каждый раз в новой роли; себя – заземляя на свои эмоции чьи-то нервы и переживания; время – присваивая чужой возраст… И только на сцене этот обман сходит с рук, и вера в условность безусловна.

«Над пропастью во ржи». В сорокалетнем возрасте Александр Королевский сыграл шестнадцатилетнего подростка Холдена Колфилда, ничего внешне с собой не делая, просто надел бейсболку козырьком назад – и всё. Казалось, что это тот же Королевский, но уже с первых тактов спектакля он так существовал на сцене, что тебя просто завораживало и несло вместе с этим сильным потоком энергии.

Актриса «Театра на Спасской» Наталья Красильникова: «Я играла младшую сестру Холдена – Фиби, выходила на сцену в конце спектакля, стараясь попадать в Сашину атмосферу, и мне было очень легко. Такие случаи можно пересчитать по пальцам, когда с партнёром возникает живой контакт и вы чувствуете друг друга. Я поражаюсь Сашиной силище и органике, потому что нам не всем дано – от природы, от Бога… И только потом на это накладывается мастерство как огранка. Саша всегда существует на таком живом нерве и правде, что сначала кажется: в этом нет никакого мастерства. Не было никакого зазора между Сашей и Холденом, я воспринимала их как единое целое. Мальчиковая ершистость присуща Королевскому, вот почему на сцене всё было так органично».
Тёплое рыжее солнце героини Красильниковой – Фиби – согревало одинокую планету Холдена Колфилда, и карусель, на которой кружилась маленькая смешливая девочка, очерчивала около нашего героя защитный круг. Это был пронзительный и трогательный дуэт старшего брата и младшей сестры.

Ольга Симонова: «Саша стоит на земле, а его голова – в облаках. С очень подвижной нервной системой, на сцене он существует, как в жизни – нелогично, и поэтому у него получается всегда «вдруг» – неожиданно и интересно, и тебя захватывает эта стихия откровения. Саша – русский тип актёра, который стоит на земле, но – вечный подросток!..».

«Письма любви».
В спектакле «Письма любви» Александр Королевский играет вместе со своей женой – актрисой «Театра на Спасской» Еленой Васильевой. Эта работа совсем по-новому раскрывает нам актёра Королевского. История любви, пронесённой через всю жизнь, рассказана в письмах Его и Её. Это спектакль о том, как важно иметь человека, с которым можно быть так откровенным во всём и до конца. При невозможности быть вместе главные герои Эндрю Лэдд и Мелисса – самые близкие друг другу люди. Они проживают жизнь от юного возраста до зрелых лет, без каких-то внешних пристроек на глазах у зрителей взрослея и меняясь.

Ольга Симонова: «Герой Саши влюблён, но без псевдолирики, без романтики – а именно по-настоящему, на всю жизнь. Они оба так просто и жизненно рассказывают о себе, о своих чувствах, очень доверительно делятся своими переживаниями – и спектакль в результате получается очень откровенный. На сцене только два человека, но как они держат внимание! В этом высшее актёрское мастерство».

Это спектакль о любви не в общепринятом смысле, когда два человека встречаются – это спектакль о любви через расстояние. Героев разделяют не только километры - их разделяют социальные условия, время, сама жизнь. Письма – их единственная взаимность.

На бис.
Талант всегда раздвигает рамки. Дозволенного, общепринятого, возможного. Рамки роли, спектакля, сцены. Провинциальный город Киров становится красивым, свободным и дерзким, когда на сцене «Театра на Спасской» играет большой артист Александр Королевский.

Ролей сыграно много. И какое счастье, что это ещё не всё!..

Татьяна Журавлёва

Вятская особая газета - 22 ноября 2012




Читайте также

Я люблю… ходить на полупальцах и выдыхать буквы // «Вятский наблюдатель». - 14 декабря 2013. № 50 (755). Мэри Лазарева.

ZDвиг произошёл: повеяло крепким мужским духом // «Вятский наблюдатель». - 24 мая 2013. № 21 (778). Мэри Лазарева.

Zdвиг. И немного нервно. // «Бизнес Новости». - 19 мая 2013. № 20 (229). Елена Окатьева.

Про что танцует четвёртый ZDвиг? // «Вятский наблюдатель». - 17 мая 2013. № 20 (777). Мэри Лазарева.

Крутятся диски // «Бизнесс Клас». - 25 апреля 2013. № 4.


   

В

In

In

In

In