Не камень за пазухой, но скелет в шкафу
Очередная премьера кировского ТЮЗа оказалась негромкой, но эхом отзывающейся в сердцах зрителей. Дело не столько в том, что «Камень» (именно так называется новый спектакль Бориса Павловича) поставлен на экспериментальной сцене, а какая тема затронута.
О чувстве вины, которое до сих пор преследует большинство представителей немецкой нации по поводу Холокоста, я волею судеб знаю не понаслышке. Тем не менее увидеть спектакль-размышление на эту тему на сцене кировского театра было довольно неожиданно. Причем в «Камне» ситуация представлена максимально болезненно, поскольку здесь все очень персонифицировано, очень лично. Ведь давно замечено, что история гибели одного конкретного человека трогает куда сильнее, чем рассказа о сотнях тысяч погибших. Так и в «Камне» история взаимоотношений двух народов сконцентрирована в одной семье, точнее, одном доме.
Все действие разворачивается в гостиной дома, ранее принадлежавшего еврейской семье. Но тут уже давно живут немцы, из поколения в поколение передавая историю о том, как дед Вольфганг (в исполнении артиста Станислава Степанова) в 1935 году спас еврейскую семью, нуждавшуюся в деньгах для эмиграции. В далеком 1993-м мало кто помнит реальные события того времени, точнее никто уже не хочет помнить о том, что деньги он отдал не просто так, а за бесценок выкупив тот самый дом, да и еврейская семья так и не смогла покинуть пределы Германии, и была схвачена здесь же, прямо на пороге дома. Наверное, всем нам проще и приятнее скрыть наши грехи или даже представить некоторые из них как личные достижения и повод для гордости. Но время все расставляет по своим места, и даже самые лучшие иллюзии имеют свойство рассыпаться в пыль…
Вы спросите, причем же здесь камень? Пожалуй, только он один является немым свидетелем прошедших событий. Его бросили в окно еврейского дома, впрочем уже тогда, когда евреев здесь не было. Камень хранили как семейную реликвию – память о добром деле… По крайней мере, так хотелось думать…
Спектакль «Камень» идет всего один час, тем не менее, он заставляет надолго задуматься о собственных камнях за пазухой или скелетах в шкафу.
Справка
Спектакль «Камень» поставлен по одноименной пьесе Мариуса Фон Майенбурга в переводе Анастасии Риш-Тимашевой. Эта пьеса была напечатана в сборнике современной немецкоязычной драматургии «ШАГ-4», выпущенном Гете-Институтом в Москве. Постановка спектакля осуществлена в рамках Года Германии в России 2012/13.
Мариус Фон Майенбург - штатный драматур одного из лучших немецких театров «Шаубюне ам Ленинер Платц» (Берлин).
Яна Левицкая
Новый вариант - 07 марта 2013
Читайте также
Я люблю… ходить на полупальцах и выдыхать буквы // «Вятский наблюдатель». - 14 декабря 2013. № 50 (755). Мэри Лазарева.
ZDвиг произошёл: повеяло крепким мужским духом // «Вятский наблюдатель». - 24 мая 2013. № 21 (778). Мэри Лазарева.
Zdвиг. И немного нервно. // «Бизнес Новости». - 19 мая 2013. № 20 (229). Елена Окатьева.
Про что танцует четвёртый ZDвиг? // «Вятский наблюдатель». - 17 мая 2013. № 20 (777). Мэри Лазарева.
Крутятся диски // «Бизнесс Клас». - 25 апреля 2013. № 4.