Помните ли вы Кису Шварцман?
Спектакль «Камень» не даст забыть о 6-миллионной жертве холокоста.
В театре на Спасской премьера нового спектакля Бориса Павловича по свежайшей (переведена на русский в 2008 году) и впервые поставленной в России пьесе молодого немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга.
Смотреть его в условиях тесно наполненной зрительской зоны на экспериментальной сцене — занятие не для праздных. Это не то что в большом зале: артисты далеко, можно подумать о своем, прочитать смски. Совсем другое дело, когда гнетущая атомосфера всемирно-исторической драмы не просто рядом, а ты сам в нее втянут всем организмом и по доброй воле; ни вздохнуть, ни пошевелиться. Таков материал — зрителю нужно почувствовать сопричастность происходящему. Но не о том ли мечталось сторонникам серьезного театра, что бы здесь снова заговорили о важном — на языке «взрослых»? Между тем это уже второй заход Бориса Павловича к освоению военной темы, хотя и не на российском материале. В «Толстой тетради» действие происходит в восточной Европе, «Камень» про Германию. Великая Отечественная — это у Ишина, в «А зори здесь тихие».
Камень (в виде булыжника, лежащего на полу в темной комнате в кругу света) — символ многозначительный. Камень как Дом, который населяют сменяющие друг друга победители европейской бойни и послевоенного мира , камень как основание семейного мифа о дедушке-герое, который якобы спас еврейскую семью, за что и получил булыжником в окно от хулиганствующих нацистов. В ходе действия — недлительного, 1 час — постепенно и мучительно вырисовывается подлинная картина участия «дедушки» в трагедии еврейской семьи, так и не доехавшей, вопреки легенде, до благословенной Америки, а по чьей вине — это вопрос.. Маску обывательской добродетели придется снять, однако спектакль все-таки не о разоблачении, а об исторической трагедии. В которой цивилизованные немцы и по сегодня не устают каяться, избывая национальную вину шаг за шагом, и являя собой пример нам, русским, нераскаянным ни в одной из своих позорных страниц в веке двадцатом.
Наше всё
В «Камне» играют женщины (плюс Станислав Степанов — дедушка Вольфганг, офицер Вермахта, самоубившийся в 45-м), представляя собой три поколения, перемещающиеся в отрезке времени от 1935 по 93 годы по разным его точкам: туда, сюда.. На них, старших (Татьяна Махнева — немка, Марина Карпичева — Киса Шварцман), главный расчет режиссера; то, что они делают на сцене, язык не поворачивается назвать пошлым словом «игра». После финального исхода выселенной из Дома (хотя и весьма язвительной) Марины Карпичевой в пальто и с чемоданом, ее нежного дрожащего голоса: вы ведь на забудете Кису Шварцман? — Татьяна Махнева вышла вместе с другими исполнителями на поклон вся в слезах…
Хотя поклон-то на самом деле должен был идти от зрителя, что эти актрисы у нас есть и они, слава Богу и режиссеру, работают, для них нашлась достойная пьеса. В итоге — наш сильнейший эмоциональный отклик, при том что ни разу ни один из персонажей не перешел границу стиля и отстраненности, не злоупотребил голосом или эмоцией и даже, в общем, не двинулся с места. Вокруг стола, который тут одновременно и единственная декорация, и экран с много говорящими цифрами: 1935 -…- 1993.
Гете нам в помощь
Как сообщается, спектакль поставлен в рамках года Германии в России, при участии Гете Института. Из этого не следует, что последний принимал участие в его финансировании. Однако с его стороны обещано содействие, когда РАО как посредник выставит театру счет немецкого драматурга за использование его авторских прав (будучи изначально неизвестны, эти цифры почему-то всегда приходят с большим опозданием и в конечном итоге могут быть неподъемно велики для маленького провинциального театра. Это всегда серьезная проблема).
В подготовке спектакля «Камень» дебютировал новый завпост театра Михаил Тараканов. Выпускник СПбГАТИ и хороший знакомый Елены Авиновой еще со времени учебы, он пришел на эту ответственную и крайне непростую работу после кончины Татьяны Борисовой. В коллективе удовлетворены тем, что вынужденная вакансия довольно скоро заполнилась и что к делу приступил интеллигентный, знающий, хорошо владеющий технической стороной дела специалист.
Мэри Лазарева
Вятский наблюдатель - 08 марта 2013
Читайте также
Я люблю… ходить на полупальцах и выдыхать буквы // «Вятский наблюдатель». - 14 декабря 2013. № 50 (755). Мэри Лазарева.
ZDвиг произошёл: повеяло крепким мужским духом // «Вятский наблюдатель». - 24 мая 2013. № 21 (778). Мэри Лазарева.
Zdвиг. И немного нервно. // «Бизнес Новости». - 19 мая 2013. № 20 (229). Елена Окатьева.
Про что танцует четвёртый ZDвиг? // «Вятский наблюдатель». - 17 мая 2013. № 20 (777). Мэри Лазарева.
Крутятся диски // «Бизнесс Клас». - 25 апреля 2013. № 4.