Эквус
ТЕАТР НА СПАССКОЙ - Кировский государственный театр юного зрителя
 
 
Меню
 
Сезоны

 

За вклад, за яркость, за харизму

Как уже сообщала «Кировская правда», заслуженная артистка России, актриса Театра на Спасской Марина Карпичева в марте текущего года была удостоена премии «Фигаро» имени Андрея Миронова в номинации «Лучшие из лучших» – за блистательное исполнение ролей на российской театральной сцене.

Марина Карпичева

Актрисе вручили фарфоровую статуэтку Андрея Миронова в образе Фигаро, которая и является символом премии. Любимый актёр нескольких поколений советских и российских зрителей сыграл харизматичного слугу – главного персонажа трилогии Бомарше – за два дня до смерти. В костюме Фигаро он упал в обморок, а зрители сначала и не поняли, что произошло... Главный и специальные призы (Андрей Миронов в образах Дон Жуана и Хлестакова) изготовлены на Императорском фарфоровом заводе по заказу оргкомитета по количеству лауреатов премии и не подлежат массовому тиражированию. Ну а фарфоровый вариант выбран потому, что семья Мироновых всю жизнь коллекционировала фарфорвые статуэтки.
Основными критериями выбора номинантов являются их несомненный творческий вклад в драматическое искусство, яркие актёрские работы – всё то, что отличало самого Миронова.
Идея вручения этой актерской премии принадлежит другу актёра, народному артисту России Рудольфу Фурманову, который недавно написал и издал книгу «Мне снится сон: Андрюша был спасён», которая была вручена на церемонии награждения всем номинантам.

Счастливый случай

Марина Карпичева служит Кировскому ТЮЗу, а ныне Театру на Спасской, более 35 лет, сыграла множество разноплановых ролей и стала первой актрисой провинциального театра, удостоенной «Мироновской» премии. По возвращении в Киров она дала «Кировской правде» небольшое интервью.

– Марина Дмитриевна, как вы считаете, почему выбор победителя в номинации «Лучшие из лучших», пал на вас?

– Премия новая, мало кто о ней знает, хотя в последнее время она стала «расширяться» и распространяться не только на актёров, но и театральных и кино-режиссёров, театральный педагогов, музыкантов, телеведущих, актёров-дебютантов. А символом специального приза для молодых стал образ Андрея Миронова в одной из его первых театральных ролей – Холдена Колфилда в спектакле «Над пропастью во ржи». Что касается счастливой карты, выпавшей на мою долю, то большую роль здесь сыграл тот факт, что Театр на Спасской в последние годы стал часто выезжать на фестивали в столичные города, стал узнаваемым, что называется, на виду и на слуху. Мир театра очень узкий, поэтому запоминающиеся спектакли и актёры не остаются без внимания.

– Но вы стали первой актрисой из провинции, удостоенной премии…

– Это счастливый случай. В своей речи на церемонии вручения я высказала пожелание, чтобы число провинциальных актёров, удостоенных премии имени Андрея Миронова, возрастало – в небольших городах много достойных и талантливых людей.

– А какой взгляд на театр у вас?

– Так сразу сформулировать сложно, вообще не люблю формулировать. Я больше тяготею к театру формы, и это началось ещё с «Кошки, которая гуляла сама по себе», с которой пошла моя актёрская карьера. Я считаю, что и в роли, и в спектакле обязательно должна быть жёсткая форма, тогда чувствуешь себя свободно, можешь импровизировать. Мне неинтересно играть себя в предлагаемых обстоятельствах. Интереснее создавать образ, как говорил Михаил Чехов, «дотягиваться до роли», фантазировать.

– Какое складывается у вас впечатление от антрепризных спектаклей, привозимых в Киров?

– Как правило, гастролёры портят вкус публики и так изрядно подпорченный падением культуры. А когда приезжают только ради того, чтобы «снять» денежную «пену», то об искусстве речи вообще не идёт.

– Престижна ли сегодня профессия артиста?

– Актёру всегда живется трудно, особенно в провинции. Здесь не разбежишься – не заработаёшь на съемках в сериале или рекламе, а в последнее время, когда без конца говорят об оптимизации учреждений культуры, надежды на светлое будущее мало. За всё надо биться, костьми ложиться, в том числе и за свою профессию.

– Как вы относитесь к документальному театру?

– Документальные спектакли не рассчитаны на долгую жизнь, как и передовицы в газетах. Я очень люблю театр Петра Фоменко. Это современный театр, хотя там ставят в основном классику. Но чтобы быть современным, совершенно не обязательно лезть из кожи вон – надо просто чувствовать время и чувствовать автора.

Мне близок и дорог репертуарный театр, ответственные и трудные роли – такие, как в «Стеклянном зверинце», «Толстой тетради», «Камне». Такой материал, такие роли выпадают на актёрскую долю нечасто. Они трудны физически (в «Камне», например, мне приходится находиться без движения долгое время), эмоционально насыщенны, всё приходится через себя пропускать. Но, если получается, несмотря на некоторую опустошённость, хорошо на душе. Чувствуешь единение с залом, получаешь большое удовольствие.

– Не ощущаете усталости от работы в одном театре?

– В этом есть и свои сложности, и свои положительные моменты. Театр для меня стал действительно родным домом. Меня устраивает работа здесь, и роли я получаю хорошие.

– А в сказках, детских спектаклях любите играть?

– Очень люблю, и в этом мне помог Слава Ишин, потому что я переиграла во всех его сказках. Детская аудитория – самая непосредственная и самая благодарная.

– Есть ли у вас желание поучаствовать в проекте «Актёр крупным планом»?

– Есть такие мысли, но, как человек суеверный, я не хотела бы раскрывать своих планов.

Наталья Владимирова

Кировская правда - 22 марта 2013




Читайте также

Я люблю… ходить на полупальцах и выдыхать буквы // «Вятский наблюдатель». - 14 декабря 2013. № 50 (755). Мэри Лазарева.

ZDвиг произошёл: повеяло крепким мужским духом // «Вятский наблюдатель». - 24 мая 2013. № 21 (778). Мэри Лазарева.

Zdвиг. И немного нервно. // «Бизнес Новости». - 19 мая 2013. № 20 (229). Елена Окатьева.

Про что танцует четвёртый ZDвиг? // «Вятский наблюдатель». - 17 мая 2013. № 20 (777). Мэри Лазарева.

Крутятся диски // «Бизнесс Клас». - 25 апреля 2013. № 4.