Закрыть
 

Мы используем cookies

Во время посещения сайта Театра на Спасской вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее.

 
 
 
 
Эквус
ТЕАТР НА СПАССКОЙ - Кировский государственный театр юного зрителя
 

Телефон кассы
(8332) 715-720

 
 
Сезоны

 

«А напоследок я скажу...»

В Театре на Спасской прошла премьера последнего «большого» спектакля Бориса Павловича на вятской сцене - «Над кукушкиным гнездом» по роману американского писателя, идеолога битников и хиппи Кена Кизи.

Павлович, наверняка, всё знал еще прошлой осенью, когда только решил взяться за постановку по книге Кена Кизи. Знал, что через год уедет-таки из Кирова, что его отъезд наделает шума и будет активно обсуждаться, что этим спектаклем он станет прощаться с вятским зрителем и показывать класс напоследок. Уж очень символичным и эффектно-прощальным получился финал: главные герои закуривают на краю сцены и смотрят вслед тому, кто решил бросить вызов системе, поменять и оставить то, что было раньше.

Свобода или несвобода?

На самом деле в России лучше знают кино, снятое Милошем Форманом, чем книгу. Действие «Пролетая над гнездом кукушки» происходит в американской психушке. Практически все пациенты лечатся здесь добровольно (американцы, как мы знаем, вообще очень любят обращаться к психологам в любой непонятной ситуации): утром на зарядку с мишкой-тэдди, днем - на групповую терапию к старшей медсестре... Азартные игры, просмотр бейсбола по ТВ и прочие радости жизни - под строжайшим запретом. Радио орет на полную катушку, и убавлять громкость тоже нельзя: у некоторых пациентов проблемы со слухом, но и они должны слышать позитивные ритмы.

Всё это оказывается не очень по душе рецидивисту Рэндлу Макмерфи, который попадает в больницу вместо тюрьмы (суд решает, что он - душевнобольной, и после очередного преступления направляет товарища не на нары, а - в «желтый дом»). Дальше мы имеем удовольствие наблюдать почти полуторачасовой поединок Макмерфи и старшей медсестры. Кто кого: жесткая система или одиночка-выскочка? Каменная стена или кулак? Жизнь в строгих рамках или возможность выйти за них? Свобода или несвобода, наконец?

Побеждает, как это всегда и бывает, система. Хотя победа из зрительного зала выглядит относительной. Макмерфи в финале поединка погибает, но его пример - заразителен: еще один из «отдыхающих» в дурдоме - здоровяк по прозвищу Вождь выносит зарешеченное окно, вырывается на свободу и удирает. В зале гаснет свет - и все исчезает: декорации, люди, сидящие на краю сцены, а затем и огоньки от их сигарет...

«Мы с Тамарой ходим парой»

Интересно, что спектакль начинается за полчаса до заявленных в афише 18-00. Сначала в фойе, а потом и по театральному залу бродят санитары и санитарки в белых халатах. Катят перед собой медицинские тележки. Внимательно смотрят на пришедших, хотя, как и положено работникам дурдома, сохраняют исключительное спокойствие. Еще, если что, они готовы прийти на помощь зрителям - найти свое место в зале (согласно купленным билетам) например. Ну а тех, кто пытается пристроиться у сцены с фотоаппаратами на шее, похлопают по плечу: «Съемка в «медицинском учреждении строго запрещена!»

К моменту уже «официального» начала спектакля зритель успевает привыкнуть не только к санитарам, но и к тому, что он тоже живет в придуманной режиссером (и талантливым художником Еленой Авиновой) декорации.

В главной роли - Александр Королевский. Еще год назад в интервью «ВК» он говорил о роли Макмерфи как о своей самой давней мечте. Сомневался: получится или нет? Все-таки, когда долго о чем-то мечтаешь и когда это наконец случается, всё часто бывает несколько иначе, чем ты это себе представлял...

Получилось. В том смысле, что Королевский сыграл одну из своих лучших ролей. Так же как и Павлович поставил один из своих лучших спектаклей.

Наверное, имеет смысл не откладывать это дело далеко и посмотреть спектакль как можно раньше (следующий показ - 27 октября), пока кураж не прошел, пока состав сыгран и каждый актер - на своем месте. Ведь одной из 19 причин своего отъезда из Кирова (их при желании можно найти на странице главрежа в Фэйсбуке) Борис Дмитриевич называл именно текучку актерских кадров и, как следствие, необходимость ввода новых актеров на чужие роли. Увы, вместо работы над новыми хорошими спектаклями.

Борис Павлович: куда дальше?

Ответ на этот вопрос Борис Павлович пока не дает. И даже намеков не делает. Приходится додумывать и читать между строк. Например, в недавнем большом интервью журналу «Театрал», которое Борис дал вскоре после новости о своем будущем отъезде.

«Я прекрасно понимаю, что легко найду себе работу, - сообщил главреж. - Конечно, не хотелось бы становиться странствующим режиссером. Мне было бы интересно заниматься урбанистикой и работать с формированием горизонтальных субкультур. Я сферу своих интересов вижу в городской социологии...»

Не очень понятно, конечно. Но для интересующихся - хоть что-то. Кстати, как он сам сообщил, планирует Борис Дмитриевич продолжать работу и с подростковой аудиторией, а также с педагогами. Но уже не в Кирове.

Михаил Смирнов

Вятский край - 27 сентября 2013




Читайте также

В ожидании нового // «Новый вариант». - 19 июня 2014. № 24 (693). Татьяна Бушмелева.

Каким будет новый сезон? // «Новый вариант». - 22 мая 2014. Татьяна Бушмелева.

«Я не знаю, я не взрослый, мне так легче…» // «Вятский край». - 17 мая 2014. № 65. Николай Пересторонин.

«Отрочество» Толстого перевели на язык театра // «Newsler.ru». - 15 мая 2014. Марина Куклина.

Я не хочу в Москву! // «Вятский наблюдатель». - 02 мая 2014. № 18 (827). Мэри Лазарева.


   

В

In

In

In

In