|
|
|
|
|
Сезоны
|
GEOMETRIA: о премьере спектакля «Кукольный дом»3 ноября на экспериментальной сцене Театра на Спасской состоялась премьера нового спектакля по пьесе Г. Ибсена «Кукольный дом».
Непростые человеческие проблемы, поднятые норвежским драматургом в XIX веке, оказались актуальными и для нашего времени. Проблемы правды и лжи, настоящей и мнимой любви, семейные проблемы. В спектакле разыгрывается трагедия человека, гибнущего под натиском безжалостного мира, в котором главными ценностями являются деньги, карьерный рост, престиж. Можно ли сегодня создать свой мир – кукольный дом, который спасет от лжи и в котором человек сможет сохранить свою нравственность?
«Кукольный дом» - последняя премьера художественного руководителя Бориса Павловича на сцене кировского ТЮЗа. Режиссер ответил на несколько наших вопросов. -Борис, это ваш последний, завершающий работу в театре на Спасской спектакль. Чем был обусловлен выбор именно этой пьесы? -«Кукольный дом» – спектакль, рожденный в рамках проекта «Актеры крупным планом». И инициаторами, и двигателями постановки являются актеры. Пьесу предложила Наташа Красильникова, которая играет в спектакле главную героиню Нору. Актеры, задействованные в спектакле, окунулись в творческий процесс с головой. Но поскольку постановка без режиссера не может состояться, я включился в эту работу вместе с ними. Идея проекта «Актеры крупным планом» заключается в том, что артисты приносят идею и содержание, а дальше мы вместе делаем спектакль. Чуть позже к нам подключились Елена Авинова, наш художник-постановщик, Екатерина Андреева, художник по костюмам, Ирина Брежнева, хореограф. Поэтому это не мой выбор пьесы, в данном случае это личное высказывание актеров. -Интересная придумка включения зрителя в спектакль: зритель как будто находится за зеркалом, в которое смотрятся актеры. -Да, да. Пьеса Ибсена «Кукольный дом» является программной. Именно с нее началось такое течение, которое называется «новая драма». А с новой драмы началась собственно и режиссура – впервые для новых пьес потребовался режиссер. Стриндберг, Ибсен, Чехов – драматурги, которых относят к основателям новой драмы. Они же первые, кто придумал такое понятие как «четвертая стена». Сравните, к примеру, пьесы Шекспира или Мольера и этих драматургов. У первых актеры естественно общаются со зрителями, а вот последние придумали существование актера и зрителя абсолютно автономное. Сейчас четвертую стену необходимо как-то осмыслить. В данном спектакле четвертой стеной является зеркало, отделяющее артистов от зрителей. Интересно, что зрители и актеры друг друга не видят, хотя они находятся близко друг от друга. Это метафора пропасти и разрыва между людьми, которая заключена и в самой истории, происходящей на сцене. - Ставить спектакли сложнее на большой сцене или на экспериментальной? -Это абсолютно разный принцип работы. На большой сцене основная единица измерения – мизансцена, то есть кадр, который видит из зала зритель. И в первую очередь здесь важен свет, темпоритм сценической жизни каждого персонажа. На экспериментальной сцене единственной единицей является артист. Мы видим мельчайшие движения его души. И здесь я программно отказываюсь от внешних сценических инструментов. Интересно организовать такое кино, которое происходит перед нами в реальном времени. Здесь нет музыки извне, музыка в спектакле звучит только тогда, когда включают ее герои, и свет зажигается тогда, когда нужно это героям. - В чем заключалась Ваша работа как режиссера? - Работа режиссера на экспериментальной сцене сводится к детальному анализу текста. А вся сценическая деятельность целиком и полностью лежит на плечах артистов. - Это последний спектакль на подмостках кировского ТЮЗа. Можно ли надеяться, что в будущем кировские зрители увидят новые спектакли под вашим руководством в Кирове? - Пока ничего не могу сказать. Театр на Спасской – это театр-дом на протяжении 70 лет. Это семья, где главными являются не родовые признаки, а художественная целостность, общность. Она формируется вокруг лидера. В данном случае я определял эту художественную целостность. Сейчас это будет новый художественный руководитель. Лучшее, что я могу сделать для следующего режиссера, – это самоустраниться, чтобы он мог внятно и спокойно договориться с артистами. - Что вы можете сказать на прощание Кирову? - Я 7 лет разговаривал с кировским зрителем посредством спектаклей. В данном случае наш разговор продолжается. Я не думаю, что художник может сказать что-то еще, кроме того, что он говорит в спектаклях. Поэтому я не думаю, что нужны какие-то слова. Я специально устроил такой арт-обстрел напоследок, для того, чтобы все сказать. Сейчас слова будут только мельчить. Я люблю вас, дорогие кировчане! Желаем Борису Павловичу творческого вдохновения и новых проектов! Ирина Агдзе GEOMETRIA - 06 ноября 2013 Читайте также В ожидании нового // «Новый вариант». - 19 июня 2014. № 24 (693). Татьяна Бушмелева. Каким будет новый сезон? // «Новый вариант». - 22 мая 2014. Татьяна Бушмелева. «Я не знаю, я не взрослый, мне так легче…» // «Вятский край». - 17 мая 2014. № 65. Николай Пересторонин. «Отрочество» Толстого перевели на язык театра // «Newsler.ru». - 15 мая 2014. Марина Куклина. Я не хочу в Москву! // «Вятский наблюдатель». - 02 мая 2014. № 18 (827). Мэри Лазарева. |
|||
|