Закрыть
 

Мы используем cookies

Во время посещения сайта Театра на Спасской вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее.

 
 
 
 
Эквус
ТЕАТР НА СПАССКОЙ - Кировский государственный театр юного зрителя
 

Телефон кассы
(8332) 715-720

 
 
Сезоны

 

В мире дверей: мужчины и женщины в поисках выхода

«Кукольный дом» - последний спектакль Бориса Павловича в театре на Спасской по самой популярной в России пьесе Ибсена.

Вместо декораций на малой сцене - художественная выставка разнообразных входов-выходов: облезлые старые, с облупленной краской, расписанные под арт-объекты, дизайнерские, рождественская с новогодним веночком. И, наконец, солидная евродверь современного образца, которая ведет в кабинет неприятного, но несомненно положительного банковского топ-менеджера, которого играет Михаил Андрианов. Он олицетворяет здесь ханжескую добродетель, способную извести зависимого от него человека, и повадкой напоминает что-то очень знакомое: пожалуй, бергмановского злодея пастора, отчима Фанни и Александра. Наглядно показано, как нехорошо, скучно и беспонтово жить по- писаному.

С этим тайным монстром по имени Торвальд Хельмер до поры до времени счастливо живет и порхает Нора, хозяйка кукольного дома - очаровательная блондинка в кудряшках и бирюзовом платьице, «белочка и певчая пташка». Понятно, что в этом театре ее по-хорошему может сыграть только Наталья Красильникова, бессменная лирическая героиня (сэлинджеровско-клоковская Фиби, далее Джульетта, Эвридика и Маленький принц), которая уже давно достойна серьезной женской роли с ярким характером и драматичной историй.
Однако ее «кукольный дом» на малой сцене не несeт в себе ни единой черты мещанской обстановки, а наоборот,
настраивает зрителя принять бытовую психодраму на более глубоком метафизическом уровне (сценограф Елена Авинова, художник по костюмам Екатерина Андреева). Обмотанные накрест скотчем, как насильно удерживаемые люди, стулья в упаковке и беззвучное фортепьяно в картоне намекают, что подлинная жизнь в этом доме еще и не начиналась, а все время игрался какой-то ритуальный  спектакль на тему добропорядочного супружества. Зрителю, даже не знакомому с содержанием пьесы, брутальная обстановочка сразу дает понять, что хэппиэнда ждать не стоит. Семейная идиллия отменяется во имя человеческой свободы Норы. Для 1870-го, года написания Ибсеном «Кукольного дома», уход замужней дамы от семьи, от детей выглядел весьма радикально и революционно; сегодня - вопрос цены.

Данил Русинов и Наталья СидороваДуэт Красильниковой и Андрианова смотрится колоритно. К тому же герои все время рядом с нами, и ситуация надвигающейся развязки эмоционально пробирает наблюдателя. Когда они останавливаются «у перил» на расстоянии вытянутой руки от нас и сверлят глазами стену, глядя сквозь, это действует буквально как психическая атака на зрителя. А каково артистам. Очевидно, что здесь проделана огромная «работа над образами», которые не выглядят условными, знаковыми персонажами, а выступают как живые люди - во всем богатстве чувств и характеров.

Другая пара «потерпевших кораблекрушение» (Данил Русинов и Наталья Сидорова) - это супруги Хельмеры наоборот: движимые инстинктом не остаться в одиночестве, двое отчаянных лузеров бросаются друг к другу в объятия, срывая на ходу одежды и оздоровляя тем самым критическую ситуацию с долговыми расписками.

И, наконец, доктор Ранк, интереснейшая и самая роковая фигура внутри любовного треугольника (вместе с Норой и ее мужем), которая запоминается. Этот доктор всю жизнь «ходит в гости» к супругам и скоро умрет от сухотки спинного мозга. Его очень убедительно и свежо играет Алексей Хорев, по характеру речи слегка заторможенный и мрачный «эстонец». Как и собственно Нора, доктор предъявляет символический счет своим .родителям, по чьим грехам они платят своею жизнью, и это было тоже весьма необычно для традиционной морали. Не говоря уж о феминизме Норы. Но насколько то и другое актуально сегодня?

Известно, что пьесу Ибсена выбрали себе сами актеры. Что ж, посмотреть на их работу было в любом случае очень
приятно, даже и крупным планом. Неожиданный подтекст при желании можно прочесть в том, например, что в тес-
ном пространстве малой сцены оказались причудливо перемешаны реальные и сценические судьбы актеров, их бывшие и настоящие браки - как это часто бывает в небольших, но неизбежно прошитых внутренними связями театральных коллективах.

Мэри Лазарева

Вятский наблюдатель - 15 ноября 2013




Читайте также

В ожидании нового // «Новый вариант». - 19 июня 2014. № 24 (693). Татьяна Бушмелева.

Каким будет новый сезон? // «Новый вариант». - 22 мая 2014. Татьяна Бушмелева.

«Я не знаю, я не взрослый, мне так легче…» // «Вятский край». - 17 мая 2014. № 65. Николай Пересторонин.

«Отрочество» Толстого перевели на язык театра // «Newsler.ru». - 15 мая 2014. Марина Куклина.

Я не хочу в Москву! // «Вятский наблюдатель». - 02 мая 2014. № 18 (827). Мэри Лазарева.


   

В

In

In

In

In