Эквус
ТЕАТР НА СПАССКОЙ - Кировский государственный театр юного зрителя
 
E-mail
 
Пароль
 

 
 
Меню
 
Сезоны

 

Три премьеры за два дня

Начало февраля оказалось богатым на премьеры: в «Театре на Спасской» их на прошлой неделе состоялось целых три. Все были представлены на лаборатории молодой режиссуры «Актуальная драматургия» выпускниками Санкт-Петербургской академии искусства Антоном Безъязыковым, Егром Чернышовым и выпускницей  высших режиссёрский курсов под руководством Хейфица Юлией Батуриной. Каждый из режиссёров имеет солидный опыт - от 10 до 30 постановок в разных театрах страны и участия в различных фестивалях и конкурсах. Так что работы, именуемые эскизами, оказались зрелыми, абсолютно разными и весьма интересными и зрителям, и специалистам-критикам.

ПОЗДНЯЯ ЛЮБОВЬ

«В тени виноградника»

Эскиз «В тени виноградника», поставленный Антоном Безъязыковым по пьесе Валерия Мухарьямова (в её основе лежит рассказ «Поздняя любовь» американского писателя, лауреата Нобелевской премии Исаака Зингера) - это притча о любви, которой «все возрасты покорны». Эскиз о надежде на счастье, которая не покидает человека даже на склоне лет. Сюжет вечный: встретились два одиночества -  со своим грузом воспоминаний, переживаний, памятью об ушедших близких. История трогательная, нежная, простая и одновременно бесконечно запутанная, наполненная юмором, который лишь подчёркивает трагизм сюжета. Польский еврей-эмигрант, желчный и ироничый 82-летний Гарри (арт. Анатолий Свинцов) когда-то разбогатевший на строительном бизнесе, доживает свою жизнь в Майами-Бич и коротает время между походами в банк, воспоминаниями, разговорами со своим помощником Марком (арт. Александр Королевский). Когда-то Гарри любил женщин и был женат три раза, женщины любили его. Но с годами, утратив способность грешить, он стал поборником нравственности и Песнь песней заменила ему Священное Писание. В тени этих «виноградников» он и пребывал, пока однажды в его квартире не раздался звонок, а в дверях не появилась новая соседка - вдова по имени Этель (арт. Татьяна Махнёва). А дальше, как в стихах: «Пускай скудеет в жилах кровь, но в сердце не скудеет нежность... О ты, последняя любовь! Ты божество и безнадежность...». Оказывается, несмотря на богатый опыт, Гарри знал о жизни и женщинах далеко не всё. Удивительный разговор, забавные истории, воспоминания о путешествиях и планы на новые, очарование тёплого вечера, ужин при свечах... И вот ещё вчера, казалось бы, невероятное событие уже неизбежно. Гарри вновь молод, обаятелен, полон надежд, готовности созвать на свадьбу всех евреев в округе. А Этель выбрасывается из окна, оставляя оглушённому горем Гарри предсмертное письмо. Но её смерть должна на что-то подвигнуть старика и заставить найти ответ на самый главный вопрос жизни.

Спектакль-эскиз, где актёры читают свои роли по бумажкам, а действие разворачивается в фойе театра, ничуть не смазывает впечатлений - напротив, возникает вопрос: почему прежде это пространство не использовалось под спектакли? Анатолий Свинцов, Александр Королевский, Татьяна Махнёва, Елена Васильева (ещё одна соседка Гарри) исполняют роли вдохновенно, убедительно, темпераментно, хотя репетировали всего лишь три дня. Но на это и нацелена лаборатория: расширить границы классического репертуарного театра, найти интересные художественные решения и нестандартные приёмы актёрской игры и, возможно, включить эскиз «В тени виноградника» в план постановок «Театра на Спасской». Как сказал режиссёр Антон Безъязыков, у него было мало опыта постановок такого рода драматургии, ему интереснее сюжетные молодёжные «манифесты». Но задание было дано, и его необходимо было выполнять. К тому же пьеса показалась очень актуальной, ведь речь в ней идёт о том, что нельзя сдаваться ни в каком возрасте даже при отчаянном положении.

КОРОЛИ - ТОЖЕ ЛЮДИ

Пьеса Юрия Клавдиева «Ночь и туман»Режиссёру Егору Чернышову выпала карта поставить эскиз по пьесе Юрия Клавдиева «Ночь и туман». Её герои - Екатерина Медичи, Маргарита Валуа, Карл IX, Генрих Наваррский. Но спектакль - не «костюмное» полотно, а фантазия, попытка через опыт прошлого понять причины и следствия того, что происходит сейчас. Варфоломеевская ночь становится общей схемой уничтожения «иных». Автор не ограничивается проведением параллелей. «Ночь и туман» становится ещё и путешествием в природу власти, в мысли тех, кто вершит судьбы других. Власть и деньги, власть и сила - опять-таки вечная тема. Обратившись к средневековой истории, автор пьесы и режиссёр Егор Чернышов заметил, что во все времена с людьми происходит одно и то же: страдания и радости, счастье и трагедии, любовь и ненависть. А короли старого и нового времени - те же люди, которым не чуждо ничто земное. «Ночь и туман» стала эскизом с сильным этическим посылом, где чувствуется чёткое отношение автора к своим героям - то, что, по его мнению, хорошо, благородно, что отвратительно и грязно.

ТРУДНОЕ ВРЕМЯ

Третья участница лаборатории Юлия Батурина поставила эскиз по одной из частей трилогии Льва Толстого «Детство. Отрочество. Юность». Причём число желающих увидеть спектакль превысило число мест в зале. Доброй половине зрителей пришлось наблюдать за действом по телевизору в фойе театра.

«Отрочество»

Речь шла о том, что отрочество - трудное переходное время, когда человек перерождается через душевные муки, выходит на новый этап жизни. Взросление влечёт за собой смену ценностей, принятие ответственных решений. Отрочество по Толстому - это пустыня одиночества, непонимания, ненужности. И всё это нашло отражение в постановке Юлии Батуриной. На сцене минимум декораций - тёмная комната экспериментальной сцены, разбросанные бумажные листы. Сцена холодна и пустынна, но, кроме того, это новый чистый лист жизни Николеньки Иртеньева. «Отрочество» - это спектакль о любви отца к сыну, к брату, о любви Николеньки к умершей матушке. Это чувство безмерной тоски, которое постепенно приводит к исцелению. Спектакль начинается и заканчивается песней в стиле рэп в исполнении группы «Женьшень» о современном поколении, его идеалах и смысле жизни. Это спектакль, где за короткое время совершается немало ошибок, трагедий, разочарований, оплошностей, душевных терзаний, но где в конце концов разрешается конфликт отцов и детей. Поэтому, как отмечали зрители, эскиз надо смотреть и тем, кому чуть больше 10 лет, и людям за 50. Новое поколение отцов и детей должно знать и душевных муках друг друга.

«Ваше «Детство и Отрочество» производит фурор, - писал Иван Тургенев Льву Толстому из Парижа в 1857 г. - Присланный мне экземпляр читается нарасхват». Так же «нарасхват» смотрелся и спектакль «Отрочество» в «Театре на Спасской». И это неудивительно, потому что проблемы, связанные с взрослением, ничуть не потеряли своей актуальности, а, наоборот, стали ещё острее.

Как констатировал Олег Лоевский, театральный критик, основатель и художественный директор фестиваля «Реальный театр», лаборатория - своеобразный тренинг, способ посмотреть друг на друга актёрам и режиссёру, если хотите, своего рода «брачное агентство», дающее возможность найти себе «подходящую пару». Каждый молодой режиссёр сам выбирал пьесу для постановки, каждый показал свои возможности и способности. И результат оказался очень эмоциональным, продуктивным и перспективным.

ДОСЛОВНО

Александр Галицких, заместитель председателя правительства Кировской области:

- Все три спектакля смотрел с большим интересом. А работа лаборатории молодой режиссуры «Актуальная драматургия» вы Кирове - безусловно, важное культурное событие. Ходили слухи, что это ещё и кастинг художественного руководителя «Театра на Спасской». Но это лишь домыслы. В действительности же нашим зрителям была предоставлена возможность увидеть разные режиссёрские работы, ещё раз убедиться в том, насколько талантливы кировские актёры всех поколений, сумевшие за три дня репетиций создать потрясающие образы. Лаборатория стала своего рода мастер-классом, ярким явлением, ещё раз доказавшим: мастерство живёт среди нас, искусство будит мысль, воздействует на чувства, не утрачивая способности потрясать и удивлять.

Фото С. Бровко

Наталья Владимирова

Вести. Киров - 14 февраля 2014




Читайте также

В ожидании нового // «Новый вариант». - 19 июня 2014. № 24 (693). Татьяна Бушмелева.

Каким будет новый сезон? // «Новый вариант». - 22 мая 2014. Татьяна Бушмелева.

«Я не знаю, я не взрослый, мне так легче…» // «Вятский край». - 17 мая 2014. № 65. Николай Пересторонин.

«Отрочество» Толстого перевели на язык театра // «Newsler.ru». - 15 мая 2014. Марина Куклина.

Я не хочу в Москву! // «Вятский наблюдатель». - 02 мая 2014. № 18 (827). Мэри Лазарева.