Эквус
ТЕАТР НА СПАССКОЙ - Кировский государственный театр юного зрителя
 
E-mail
 
Пароль
 

 
 
Меню
 
Сезоны

 

«Отрочество» под хруст чипсов

Премьера спектакля «Отрочество» по пьесе Ярославы Пулинович прошла 25 апреля в театре на Спасской. Режиссер-постановщик – Юлия Батурина. Эскиз спектакля (показ состоялся в феврале 2014 года) перерос в достойную картину.

Премьера спектакля «Отрочество»

Если кто-то из подростковой публики надеялся на то, что билет в театр равно билет в счастливое будущее, где можно будет не читать вторую часть трилогии Толстого, то он сильно ошибался. «Отрочество» Пулинович – полуторная часть трилогии. Она – что-то среднее между толстовскими «Детством» и «Отрочеством». В ней видится именно прощание с детством, страх взросления вопреки взрослению. Выбор поворотов сюжета – концентрация выходок Николеньки и неприятностей вокруг него. Никаких долгих философствований или затяжных монологов.

Толстовский Николенька – персонаж лилейный и милый. На сцене мы видим живой комок нервов. Все чувства проходят через Николеньку будто бы по оголенным проводам. В итоге мы имеем изначально классического главного героя (иногда, конечно, почитывающего реп о «незабвенной поре детства» глубоким мужским голосом) трансформировавшегося в бунтаря, которого даже свалившиеся мелкие неприятности размером со слона заставляют биться на сцене в конвульсиях и не находить себе места. В нем кто-то из взрослой публики может увидеть себя энной давности, понять.

На премьеру в «добровольном» порядке заставили прийти тех, с кем, собственно, автор пьесы и режиссер собирались, как следует из аннотации к спектаклю, разговаривать о классике (пьеса создана по мотивам «Отрочества» Льва Николаевича Толстого) современным языком, - школьников. Отроки (возраст большинства вряд ли далек от ценза «12+») в течение спектакля были озабочены скорее отсутствием wi-fi в здании театра, чем конфликтом, разворачивающимся на сцене. Реплики героев сопровождались хрустом упаковок чипсов, так как подростки не отличают кино от театра. Под конец второго действия хотелось взвыть «О времена, о нравы!», правда, я не знала, в какую сторону отсылать этот вопль отчаяния, ибо шептался вслух весь зал.

С самого начала спектакля была сделана попытка закинуть в зал «модной музычки». Саундтрек предоставлен группой (если не ошибаюсь, конечно) ZHENSHEN. Тексты песен, исполняемые подростковым ломающимся голосом, принадлежащим неопределенному полу, написаны специально для спектакля (сужу по словам «Спасибо, Яра Пулинович, «Отрочества»»). Кроме того, весьма цинично после смерти матери Иртеньевых был запущен клип Noize MC «Память о тебе как жвачка в волосах».

Беседа с юными зрителями на «понятном им языке» состоялась, хотя и эффективность ее зависела от зрителя. На сцене разворачивался, пусть не отчетливый, диалог и одновременно конфликт поколений. Противление детей в футболках и кедах классическому воспитанию от родителей в костюмах 19 века, хип-хоп и классические пассажи, а внутри всего этого – возраст, в котором чувство неопределенности и душевный бунт одинаковы из века в век. Тот самый случай, когда фраза старших «а вот в наше время…» теряет авторитет и значимость.

Елизавета Караваева

9.RU - 28 апреля 2014




Читайте также

В ожидании нового // «Новый вариант». - 19 июня 2014. № 24 (693). Татьяна Бушмелева.

Каким будет новый сезон? // «Новый вариант». - 22 мая 2014. Татьяна Бушмелева.

«Я не знаю, я не взрослый, мне так легче…» // «Вятский край». - 17 мая 2014. № 65. Николай Пересторонин.

«Отрочество» Толстого перевели на язык театра // «Newsler.ru». - 15 мая 2014. Марина Куклина.

Я не хочу в Москву! // «Вятский наблюдатель». - 02 мая 2014. № 18 (827). Мэри Лазарева.