Эквус
ТЕАТР НА СПАССКОЙ - Кировский государственный театр юного зрителя
 
E-mail
 
Пароль
 

 
 
Меню
 
Сезоны

 

Тепличные люди

«Человечный человек» по пьесе Сиркку Пелтола в кировском Театре на Спасской своим главным образом может напомнить фильм Ли Чхан-дона «Пылающий». Но история, рассказанная в спектакле, куда элегичней.

«Когда их растишь и прореживаешь. А потом, когда отберешь самые сильные и посадишь в хорошую и подготовленную почву, то все равно за ними надо следить и ухаживать. <…> Но истинное наслаждение именно в процессе. Так и есть. Смотреть, как они растут и крепнут. Время от времени хандрят и вянут, но потом снова тянутся вверх. Молодые ростки тоже иногда хандрят» – монолог главного героя, рассказывающий – внимание! – про помидоры, в полной мере отражает смысловой стержень спектакля «Человечный человек», поставленного на сцене кировского Театра на Спасской Алексеем Зиминым по пьесе Сиркку Пелтола.

Кировский «Человечный человек» – российская премьера пьесы, которая с успехом идет в Европе, но сцены российских театров почему-то до сегодняшнего дня обходила стороной. Вопреки первой мысли, которая возникает при виде названия, спектакль и пьеса совсем не про Путина, которого недавно на российском ТВ назвали «очень человечным человеком» и даже не про Ленина, которого в свое время Маяковский назвал «самым человечным человеком». Главный герой Карри Куккиа – пенсионер, на работе его сократили, жена бросила, уйдя к другому – и теперь живет с ним в доме, построенном Карри. В доме, где остались его теплицы – те самые, в которых он выращивал помидоры. В доме, который он оставляет, переезжая в съемную квартиру в городе, и даже не требуя компенсации и раздела имущества. После этих событий легко озлобиться на мир и впасть в отчаянье, однако Карри Куккиа в этой ситуации, которая является исходным событием спектакля, находит в себе силы идти вперед и устраивается на работу в торговую компанию, продающие пылесосы; видится с бывшей женой, которая говорит ему про то, что ей и ее новому мужу не до теплиц и помидоров, и что у них пока нет возможности продать дом и выплатить деньги (хотя Куккиа про них и не спрашивает). Карри волнует главное – воспоминание о счастье: поездка в Доминикану с любимой женой, песни, теплица.

 

 

 

 
 

Кто не видел эти дачные теплицы: сколоченные из старых оконных рам, со щелями, немного несуразные. Художник спектакля Катерина Андреева весь мир превращает в теплицу. Сценография спектакля представляет собой три интерьера, стенами для которых служат вставки, составленные из оконных рам разного размера и конфигурации. Художник предоставляет режиссеру множество возможностей по трансформации пространства, однако Алексей Зимин предпочитает оставить его статичным, но оживляет светом, лишь в финале спектакля эти вставки из разнокалиберных окон приходят в движение. Но даже в статичном состоянии декорация оказывается удивительно многозначной: воспроизводит образ теплицы, в которой главный герой выращивал помидоры, подчеркивает хрупкость мира, говорит о разности человеческих судеб, скрывающихся за каждым окном.
Герои этого спектакля – лишние люди, тепличные, неприспособленные ко всей жестокости жизни. В каждом есть своя неизживаемая боль. Главный герой в исполнении Александра Королевского эту боль всячески прячет, а порою и вовсе демонстративно являет миру радость. Во время спектакля задумываешься, что сыгранный в таком ключе Карри Куккия просто обязан произнести монолог Жени Лукашина про счастье из фильма «Ирония Судьбы продолжение»: «Счастье — не насморк. Оно не проходит. Если уж оно дается человеку, то навсегда. И оно всегда защищает меня. <…> У любви нет прошедшего времени. <…>». Этот монолог (в свое время он обошел многие паблики социальной сети «ВКонтакте») в полной мере отражает кредо сыгранного на сцене героя. Остальные же герои свою душевную боль и несостоятельность не могут подавить в себе. В спектакле есть две несомненные актерские удачи. Крохотную роль Анни, буквально эпизод, играет Татьяна Махнева, играет так, что за те минуты, что она находится на сцене, ее героиня обрастает судьбой, становится настоящей и в чем-то одной из наиболее значимых. Анни – одинокая женщина, страдающая от социальной дезориентации, брошенная всеми в шикарной квартире, где давно нет электричества из-за неоплаченных счетов за свет. Анни Махневой по-детски открыта и наивна, однако эта открытость оказывается никому не нужной миру.

Вторая удача спектакля – Джими в исполнении Артема Гукенгеймера. Его герой буквально зашел с улицы, где так много вот таких псевдоуспешных бизнесменов, пытающихся залить душевную боль и алкоголем, «заиграть» все это на рулетке. Актеру удается передать за внешним лоском глубоко спрятанную боль, которая кровоточит как застарелая рана. Среди этой боли – невозможность реализовать обещания, данные деду-инвалиду, и осознание собственной несостоятельности. Гукенгеймер играет это очень точно, являя типичного героя сегодняшнего дня.
Сегодняшний день не менее точно отражен и в музыкальной партитуре спектакля. Музыка, написанная Максимом Ткачом, распадается на две части: жесткие биты, сотрясающие хрупкие стекла – настоящее; песни китов -устремлены в мечты.

Вообще, при всех шероховатостях, которые в спектакле, безусловно, есть, есть длинноты и неточно сыгранные важные реплики, режиссеру удается вывести постановку на уровень настоящей элегии. Одной из финальных становится сцена, в которой сын и внучка Куккиа сажают помидоры: все на свете возвращается на круги своя, а счастье каждый выращивает по-своему.

 

http://oteatre.info/teplichnye-lyudi/#more-22685

 

Илья Губин

Театр - 28 октября 2018




Читайте также

Кировский «Театр на Спасской» показал, где искать святых // «Независимая газета». - 15 октября 2018. Татьяна Лисик, Максим Завалко.

Чудеса случаются // «Бизнес новости в Кирове». - 15 октября 2018. Елена Окатьева.

Сказочная лав-стори с хорошими шутками и небанальным сюжетом // «Свойкировский». - 15 октября 2018. Юлия Василик.