|
|
|
|
|
Сезоны
|
Тепличные люди«Человечный человек» по пьесе Сиркку Пелтола в кировском Театре на Спасской своим главным образом может напомнить фильм Ли Чхан-дона «Пылающий». Но история, рассказанная в спектакле, куда элегичней. «Когда их растишь и прореживаешь. А потом, когда отберешь самые сильные и посадишь в хорошую и подготовленную почву, то все равно за ними надо следить и ухаживать. <…> Но истинное наслаждение именно в процессе. Так и есть. Смотреть, как они растут и крепнут. Время от времени хандрят и вянут, но потом снова тянутся вверх. Молодые ростки тоже иногда хандрят» – монолог главного героя, рассказывающий – внимание! – про помидоры, в полной мере отражает смысловой стержень спектакля «Человечный человек», поставленного на сцене кировского Театра на Спасской Алексеем Зиминым по пьесе Сиркку Пелтола. Кировский «Человечный человек» – российская премьера пьесы, которая с успехом идет в Европе, но сцены российских театров почему-то до сегодняшнего дня обходила стороной. Вопреки первой мысли, которая возникает при виде названия, спектакль и пьеса совсем не про Путина, которого недавно на российском ТВ назвали «очень человечным человеком» и даже не про Ленина, которого в свое время Маяковский назвал «самым человечным человеком». Главный герой Карри Куккиа – пенсионер, на работе его сократили, жена бросила, уйдя к другому – и теперь живет с ним в доме, построенном Карри. В доме, где остались его теплицы – те самые, в которых он выращивал помидоры. В доме, который он оставляет, переезжая в съемную квартиру в городе, и даже не требуя компенсации и раздела имущества. После этих событий легко озлобиться на мир и впасть в отчаянье, однако Карри Куккиа в этой ситуации, которая является исходным событием спектакля, находит в себе силы идти вперед и устраивается на работу в торговую компанию, продающие пылесосы; видится с бывшей женой, которая говорит ему про то, что ей и ее новому мужу не до теплиц и помидоров, и что у них пока нет возможности продать дом и выплатить деньги (хотя Куккиа про них и не спрашивает). Карри волнует главное – воспоминание о счастье: поездка в Доминикану с любимой женой, песни, теплица.
|
||
|
Кто не видел эти дачные теплицы: сколоченные из старых оконных рам, со щелями, немного несуразные. Художник спектакля Катерина Андреева весь мир превращает в теплицу. Сценография спектакля представляет собой три интерьера, стенами для которых служат вставки, составленные из оконных рам разного размера и конфигурации. Художник предоставляет режиссеру множество возможностей по трансформации пространства, однако Алексей Зимин предпочитает оставить его статичным, но оживляет светом, лишь в финале спектакля эти вставки из разнокалиберных окон приходят в движение. Но даже в статичном состоянии декорация оказывается удивительно многозначной: воспроизводит образ теплицы, в которой главный герой выращивал помидоры, подчеркивает хрупкость мира, говорит о разности человеческих судеб, скрывающихся за каждым окном.
Вторая удача спектакля – Джими в исполнении Артема Гукенгеймера. Его герой буквально зашел с улицы, где так много вот таких псевдоуспешных бизнесменов, пытающихся залить душевную боль и алкоголем, «заиграть» все это на рулетке. Актеру удается передать за внешним лоском глубоко спрятанную боль, которая кровоточит как застарелая рана. Среди этой боли – невозможность реализовать обещания, данные деду-инвалиду, и осознание собственной несостоятельности. Гукенгеймер играет это очень точно, являя типичного героя сегодняшнего дня. Вообще, при всех шероховатостях, которые в спектакле, безусловно, есть, есть длинноты и неточно сыгранные важные реплики, режиссеру удается вывести постановку на уровень настоящей элегии. Одной из финальных становится сцена, в которой сын и внучка Куккиа сажают помидоры: все на свете возвращается на круги своя, а счастье каждый выращивает по-своему.
|
||
Илья Губин Современная драматургия - 28 февраля 2019 Читайте также «Красавчик» и «истеричка» // «Город Ч». - 13 декабря 2019. Светлана Сивкова. «Они хотя неверующие, но добрые люди и спасутся» // «блог «Петербургского театрального журнала»». - 29 марта 2019. Вера Сердечная. Чехов «выстрелил» // «Бизнес новости в Кирове». - 22 февраля 2019. Елена Окатьева. «Дуэль» состоялась // «Вятский наблюдатель». - 22 февраля 2019. № 5 (122). Мэри Лазарева. Чёрно-белый и стерильный. В «Театре на Спасской» дают Чехова // «Свойкировский». - 22 февраля 2019. Антон Демидов. |
|||
|