Закрыть
 

Мы используем cookies

Во время посещения сайта Театра на Спасской вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее.

 
 
 
 
Эквус
ТЕАТР НА СПАССКОЙ - Кировский государственный театр юного зрителя
 

Телефон кассы
(8332) 715-720

 
 
Сезоны

 

«Дуэль» состоялась

Объявленный в РФ год театра начался в Кирове неожиданно мощно

«Дуэль» состоялась, ее участники возродились к жизни лучшей. Высокое искусство посетило наш город в первый же месяц Года Театра. Готовы ли к этому его обитатели?

Невзирая на мрачные пророчества Наблюдателя, объявленный в РФ год театра начался в Кирове неожиданно мощно : премьерой чеховской «Дуэли» в театре на Спасской в режиссуре почти уже вятского, однако вполне свободного режиссера Егора Чернышова. Который, если учесть две первые лабораторные постановки, поставил здесь уже четыре спектакля, один лучше другого (я бы только исключила, справедливости ради, из почетного списка его удач самый первый здешний опыт, что-то там из жизни королевских династий Британии. Но чего стоит «Каренин», о котором здешние театралы до сих пор тоскуют и мечтают, как бы его возродить после ухода Матюшина. Причем на главную роль, я слышала такое мнение, люди прочат аж Михаила Андрианова! Это они еще не видели его фон Корена в «Дуэли» – без сомнения лучшая работа артиста, наконец-то вышедшего на свет божий из амплуа знатного декламатора в полноценную драматическую роль).

 
 

Уже до начала спектакля становится понятно, что со зрителем не будут играть «в поддавки», здесь это, к счастью, пока не принято. От скудных декораций (наклонная плоскость сцены, шахматно расставленные по ней стулья, нервные штрихи световых палок в темной вышине – по ходу действия практически ничего не добавится. Художник также приглашенный – Николай Слободяник,тот же, что и на «Каренине») сразу веет сдержанным холодком высокого искусства. Оно здесь последнее время редкий гость. Между тем режиссер нимало не заботится о зрелищности , внешней психологической напряженности спектакля – в нем нет никакого экшена, одни лишь негромкие монологи статично расположенных людей, при этом персонажи не смотрят друг другу в глаза, и на зрителя не смотрят, а как бы обращены в пустоту. Может, в вечность. И тотчас приходит опасение: что же будет со спектаклем, когда его начнет смотреть массовый, не премьерный зритель? Отдадут на растерзание школьникам по литературной программе? Режиссер поставил и уехал, а нам с этим жить и мучиться.

«Дуэль» – совсем не хрестоматийный, вроде бы простой, без особой философии, чеховский текст о грехе пошлости и ее удивительном преодолении – обычно у этого безжалостного обличителя жизни так не бывает. О том, как один безвольный «плохой хороший человек» Лаевский (Данил Русинов) никого не трогает и никому особенно не мешает, а вот раздражает другого, правильного (фон Корена – Михаил Андрианов) безнравственным поведением и открытым сожительством с замужней дамою (Нина Чернышова), да и сам мучается от безысходности своего положения, да жалуется другу Самойленке. Ситуация бесконечно и неторопливо проговаривается, пересуживается. Умиротворители сторон – уютный доктор Самойленко (Александр Королевский) и умненький, благостный дьякон Победов (Ирек Галлямов). Господи, сколь приятно выговаривать эти имена. Те и другие. Первые – факт большой литературы, вторые – театрального подвижничества, тонкой режиссерской огранки местных талантов, глубины понимания человеческих характеров и их правд, ансамблевой сыгранности и, главное, уникальной чеховской интонации по
имени деликатность.

В антракте приходит следующая мысль: как все это прекрасно и самоценно. Но о чем они все говорят и говорят, и для чего? Зачем потрясающая наша Марина Наумова (уже ясно, что она актриса общероссийского уровня, ее роли в «Тартюфе», «Каренине» и теперь в «Дуэли» – подлинное украшение любого спектакля, и режиссер Чернышов ее весьма ценит) так мило бранится и советует нелепой, порочной и глупой Надежде Федоровне, как той следует себя вести? Для чего эти дамы долго «переодеваются» в купальне и трясут своими лифчиками, меняя повседневный на полосатый? Чтобы смешно? В общем, ничего пока не ясно.

Это, повторяю, в антракте. Второе действие неуклонно ведет к собственно дуэли. Тем самым к освобождению от амбиций и гордыни (с одной стороны), от лености, вялости и порока – с другой. К смирению. В самом финале дьякон зачитывает из письма Чехова слова о море и вечном свете, исходящем из его глубин. Это куда сильнее человеческого, преходящего и конфликтного. Это то, что будет всегда, и после нас. Не знаю, можно ли говорить в этой связи об актуальности пьесы: де, и мы сейчас так живем, все грешим и раздражены друг на друга до крайности, хоть пока и не деремся в открытую. Матом только ругаемся в местах уже вполне публичных, что есть верный признак озлобленности всех против всех.

А вот свет моря и его невозмутимость, то, чего мы лишены в обыденности, мы его и тут не видим, но знаем и верим, что он таки есть. Через него читаются эти завораживающие одиночные «танцы с собой», когда герои, равномерно и врозь расставленные, делают под музыку свои медленные ритмичные движения по наклонной сцене. Шаг вперед, шаг вправо, шаг назад. Как волнуется море. Как движется человеческая жизнь – от чего, к чему, кто нам скажет? По ходу спектакля происходит катарсис, очищение персонажей от скверны. Но, пожалуй, куда важнее то, что в нем создано, кропотливо соткано из разнородных театральных составляющих, рождается из ненависти чистое пространство красоты и нежности.

В итоге премьерный зритель, пожалуй, ошеломлен всем этим. Он явно не хочет уходить (ведь миг соединения с искусством разом оборвется и вновь начнется грубая жизнь), он долго не отпускает аплодисментами исполнителей и постановочную группу. Что ждет этот спектакль далее? Вдруг произойдет чудо и только адекватный зритель будет потом наполнять зал на Спасской? А если нет, мы и знать этого не хотим. Мы-то свое получили. Хотя все равно заранее стыдно. Как бывает всякий раз, когда попадешь на спектакль в неурочное (непремьерное) время.

 

Мэри Лазарева

Вятский наблюдатель - 22 февраля 2019




Читайте также

«Красавчик» и «истеричка» // «Город Ч». - 13 декабря 2019. Светлана Сивкова.

«Они хотя неверующие, но добрые люди и спасутся» // «блог «Петербургского театрального журнала»». - 29 марта 2019. Вера Сердечная.

Тепличные люди // «Современная драматургия». - 28 февраля 2019. № 1/2019. Илья Губин.

Чехов «выстрелил» // «Бизнес новости в Кирове». - 22 февраля 2019. Елена Окатьева.

Чёрно-белый и стерильный. В «Театре на Спасской» дают Чехова // «Свойкировский». - 22 февраля 2019. Антон Демидов.


   

В

In

In

In

In