Эквус
ТЕАТР НА СПАССКОЙ - Кировский государственный театр юного зрителя
 
E-mail
 
Пароль
 

 
 
Меню
 
 

Дом, который построил...

«Кукольный дом» по пьесе Генриха Ибсена – спектакль, который задумывался, как новая работа в рамках проекта Театра на Спасской «Актёры крупным планом». Но которому, так или иначе, суждено войти в историю кировского ТЮЗа, прежде всего как последний спектакль, поставленный Борисом Павловичем в должности художественного руководителя.

Об этом извещают зрителей и на официальном сайте театра (Маркетинговый ход? Прощальное «Прости»? Констатация факта?). От этого – я уверена – не смогла абстрагироваться и премьерная публика. Кажется, только вчера был перрон, вокзал и хмурая проводница в вагоне поезда, увозящего Бориса Павловича из Вятки. Точно и пронзительно выразила это ощущение в своих стихах Аглая Соловьёва, поэт, студентка ВГИКа, участник проекта «Миграция» и соратник покинувшего наш город режиссёра: «Ты ещё по улицам ходишь нашим…» И множатся ассоциации, параллели, сравнения. Быть может, не всегда имеющие под собой достаточные основания, но тем не менее…

В одном из своих последних накануне отъезда интервью Борис Павлович говорит, что Театр на Спасской на протяжении семидесяти лет был и остаётся театром-домом. Тем домом, который он решил покинуть после семи лет подвижнического труда. А ещё чуть раньше он признавался со страниц региональных СМИ, что Киров так и не стал для него домом. Покидает свой «кукольный» дом и Нора (артистка Наталия Красильникова). Не смотря на все усилия главной героини, для неё эта квартира так и не стала семейным очагом. Так, временным пристанищем. Затянувшейся остановкой в пути. В поисках себя настоящей. В поисках ответов и смысла.

Михаил АндриановЭта атмосфера непостоянства, непрочности семейной жизни Хельмеров задаётся и сценографией спектакля (художник-постановщик – Елена Авинова). Упакованные стулья, картонные коробки, спандбонд, скотч, следы штукатурки и краски на полу – здесь невозможно жить. Здесь можно только перекантоваться. А лучше сразу уйти, тем более, что двери – вот они, рядом. На любой вкус и цвет. Одно- и двустворчатые. С обивкой и без. Некрашеные, облупившиеся, в стиле модерн… Выход есть. И не один. Но какой выбрать? И как решиться на такой шаг? Особенно, если все вокруг считают тебя созданием легкомысленным, в жизни ничего не смыслящим, ранимым и беззащитным. Ты и сама уже почти в это поверила. Бесчисленные эпитеты, которыми награждает Нору её супруг Торвальд (артист Михаил Андрианов) – «птичка», «жаворонок», «белочка», «лакомка», «мотовка», «чудачка» – кажется, прилипают к ней намертво, как мятная жвачка.

Личное, материальное благополучие помноженное на благопристойность – вот формула успеха, вот главное мерило счастья в этом мирке. И одно не мыслимо без другого. Это как две стороны одной медали: здесь крайне сложно соблюдать приличия, будучи бедным (примером тому – Фру Линне в исполнении Натальи Сидоровой), но и богатство, нажитое сомнительными путями, не идёт «в зачёт».

Мало кому удаётся вырваться из этой паутины лицемерия и ханжества. Мало у кого просто возникает такая потребность. И чтобы найти выход и сделать шаг за порог, должны сложиться, совпасть и яркая, неординарная личность, и чрезвычайные обстоятельства.

Проблема в том, что такие обстоятельства могут и погубить. Человек слабый возьмёт да и утопиться, как сперва хотела сделать это Нора. Человек заурядный начнёт врать, изворачиваться, подстраиваться под систему, прилаживаться, ублажать, просить милости. Или уйдёт на дно в смысле социальном. Нора же ещё до того, как Крогстад (артист Данил Русинов) начинает её шантажировать с помощью поддельного векселя, ощущает свою уникальность, непохожесть на иных женщин. И основания у неё для этого есть, ведь когда-то она смогла найти выход и спасти своего мужа от болезни. Сама приняла решение. И сама, насколько это было возможно, несла ответственность за последствия. Конечно, она была бы рада разделить эту ответственность с мужем, переложить её на сильные плечи, но – не случилось. Торвальд оказался не тем, за кого она его принимала.

Алексей Хореев

Да, Нора долго старалась подстроиться, жить по тем правилам, которые навязало ей общество, и диктовали собственные понятия о долге. Она надеялась на чудо, терпеливо ждала, что чувства оживут и станут подлинными, а отношения – живыми. Но годы идут, жизнь проходит, а счастья всё нет… Она искала утешения в общении с Доктором Ранком (артист Алексей Хореев), но не нашла. И именно эта копившаяся годами внутренняя неудовлетворённость сыграла определяющую роль в её решении уйти из семьи. По-крайней мере, не меньшую, чем сама история с поддельным векселем.

Известно, что для постановки пьесы в Германии Ибсен переписал финал: Нора остаётся в семье ради детей. Борис Павлович в спектакле Театра на Спасской также меняет финал. Хэппи энда не будет. Никаких сантиментов. Никакой надежды. Никаких иллюзий. Финальный диалог героев превращается в монолог Норы. «Я сейчас уйду. Ты слышишь?», – спрашивает она уснувшего (ох уж этот ирландский виски для снятия стресса) Торвальда. Нет. Он не слышит. Нора растеряна. Напугана. Одинока. И выход есть, он не один – вот же светятся новогодними гирляндами многочисленные двери. Двери в другую жизнь. К другой себе. Но кто бы знал, кто трудно найти хотя бы одну, когда погаснет свет. За секунду до финальных аплодисментов.

Фото Сергея Бровко.

Елена Грачёва

Кировская правда - 15 ноября 2013 - № 45 (663).




Статьи 78 сезона

Последний спектакль: что останется в Кирове после Павловича // «Навигатор» - 02 сентября 2013. № 34 (191). Светлана Тетенькина.
Режиссер Борис Павлович: «Я главный волонтер Кировской области» // «Театрал» - 04 сентября 2013. Татьяна Власова.
Сезон открывает премьера // «Вести-Киров» - 17 сентября 2013. № 80 (1952). Юлия Ионушайте.
«Кукушкин» взгляд // «Бизнес Новости» - 23 сентября 2013. Елена Окатьева.
Прощальный полёт // «Новый вариант» - 26 сентября 2013. № 38 (656). Ольга Салтыкова.
«А напоследок я скажу...» // «Вятский край» - 27 сентября 2013. № 147. Михаил Смирнов.
Прошлое, хранящееся в памяти, есть часть настоящего // «Geometria.RU» - 21 октября 2013. Ирина Агадзе.
В Сыктывкаре начались гастроли кировского Театра на Спасской // «Независимая газета Республики Коми» - 25 октября 2013. Мария Сакаева.
Привитые от пошлости // «Независимая газета Республики Коми Красное Знамя» - 26 октября 2013. Мария Сакаева.
Борис Павлович: «Не рождается сейчас национальная идея...» // «Интернет-журнал 7х7. Республика Коми» - 25 октября 2013. Елена Соловьёва.
Коллаж - простор для фантазии // «Новый вариант» - 31 октября 2013. Татьяна Бушмелева.
Калейдоскоп из слов // «Новый вариант» - 17 октября 2013. Татьяна Бушмелева.
GEOMETRIA: о премьере спектакля «Кукольный дом» // «GEOMETRIA» - 06 ноября 2013. Ирина Агдзе.
Владимир Жданов: «Сыктывкару, Кирову и другим провинциальным городам не хватает интеллектуалов» // «Независимая газета Республики Коми Красное Знамя» - 01 ноября 2013. Мария Сакаева.
Последний Павлович // «Новый вариант» - 14 ноября 2013. № 45 (663). Татьяна Бушмелева.
В мире дверей: мужчины и женщины в поисках выхода // «Вятский наблюдатель» - 15 ноября 2013. № 46 (803). Мэри Лазарева.
Самая новогодняя сказка // «Новый вариант» - 05 декабря 2013. Ольга Салтыкова.
Война с мышами началась из-за Королевского... сыра // «Вятский наблюдатель» - 06 декабря 2013. Мэри Лазарева.
И это всё о ней // «Новый вариант» - 19 декабря 2013. Татьяна Бушмелева.
«Щелкунчик». Перезагрузка // «Кировская правда» - 20 декабря 2013. № 146 (25297). Елена Грачёва.
Свежая театральная кровь // «Бизнес Новости» - 09 февраля 2014. № 5 (266). Елена Окатьева.
Два дня экспериментальной режиссуры и три незабываемых спектакля // «Новый вариант» - 13 февраля 2014. № 6 (675). Ольга Салтыкова.
«Театр на Спасской» на 3 дня стал домом для режиссерской лаборатории // «Космомольская правда» - 17 февраля 2014. Юлия Беднякова.
Три премьеры за два дня // «Вести. Киров» - 14 февраля 2014. № 12 (1999). Наталья Владимирова.
Когда эскиз лучше картины // «Вятский наблюдатель» - 14 февраля 2014. № 7 (816). Мэри Лазарева.
Добро пожаловать в Тили-мили-трямдию! // «Новый вариант» - 20 марта 2014. № 11 (680). Яна Левицкая.
И худой мир лучше войны // «Вятский наблюдатель» - 21 марта 2014. № 12 (821). Мэри Лазарева.
Возвращение волшебной страны // «Вести. Киров» - 26 марта 2014. № 23 (2010). Наталья Владимирова.
Юлия Батурина: «Пьеса – это скрипка для режиссера» // «Новый вариант» - 17 апреля 2014. № 15 (684). Юлия Ионушайте.
Трудный возраст // «Бизнес Новости» - 27 апреля 2014. № 16 (277). Елена Окатьева.
Эволюция «Отрочества» // «Новый вариант» - 30 апреля 2014. Юля Ионушайте.
Место, где свет // «Вятский край» - 26 апреля 2014. № 57. Михаил Смирнов.
«Отрочество» Толстого перевели на язык театра // «Newsler.ru» - 15 мая 2014. Марина Куклина.
«Отрочество» под хруст чипсов // «9.RU» - 28 апреля 2014. Елизавета Караваева.
Я не хочу в Москву! // «Вятский наблюдатель» - 02 мая 2014. № 18 (827). Мэри Лазарева.
«Я не знаю, я не взрослый, мне так легче…» // «Вятский край» - 17 мая 2014. № 65. Николай Пересторонин.
Каким будет новый сезон? // «Новый вариант» - 22 мая 2014. Татьяна Бушмелева.
В ожидании нового // «Новый вариант» - 19 июня 2014. № 24 (693). Татьяна Бушмелева.

Список статей