Эквус
ТЕАТР НА СПАССКОЙ - Кировский государственный театр юного зрителя
 
 
Меню
 
Сезоны

 

Zдвинулись. В сторону жизни - или прочь от неё?

Третьего танцевального «Zдвига» ждали два с половиной года, и вот он случился.

Тектоническим сдвигом общественного сознания в сторону современных искусств он таки не стал, но отличался от двух первых большим разнообразием форм (фото- и видеоарт, видео-данс, перфоманс), места и заметно меньшей степенью аутизма.

Пластические спектакли - по крайней мере, о замыслах их создателей кое-что теперь можно было узнать из программок - хотя бы декларативно отражали какие-то обыденные, жизненные реальности, а некоторые исполнители даже искали прямого диалога со зрителем.

Язык современного танца, конечно, за эти годы проще не стал, но благодаря синтезу искусств чуть полнее раскрылся консервативному сознанию. По крайней мере тому, кто не поленился перемещаться вслед за фестивалем из театра на Спасской в «Галерею Прогресса». Там устраивали перформансы на улице и внутри, занимались культурным ликбезом, проводили мастер-классы, познакомили с искусством видео-данса (это, оказалось, не просто запечатленный на камеру танец, а самостоятельный подвид видеоарта).

Саму галерею украсили фотовыставкой, тоже «со смещенным взглядом» на мир, где блистала техникой и внятностью замысла Елена Авинова. «Зазеркалье», или отражение отражения, назывался ее фотопроект: будь то культовая вятская архаика, перевернутая в зеркало лужи, или изящная горизонталь питерской застройки на глади городского канала... Елена Болдырева предлагает свое интересное зазеркалье с моментами «иного ты», вторгшегося в привычную городскую среду. Все это варианты выпадения из обыденности и стандарта, к чему влечет нас и современная хореография.

Однако «из великого ничто» она все-таки развиваться не может, так что актуальные привязки к жизни (или же к языку других искусств - поэтическому и видеоарту) мы увидели и радостно приветствовали. Питерский театр «Игуан», полюбившийся и запомнившийся по предыдущему фестивалю, в этот раз показал спектакль «Любовь в супермаркете» (о влиянии молодого русского капитализма на романтические отношения: что нам предлагают, заманивая в эти мощные торговые центры, где выбор товаров так широк?).

Ненависть как ресурс

Ирина Брежнева

А проект «Миграция», в одном из двух представленных на фестиваль спектаклей, изобразил, как люди ненавидят газеты - однако же зачем-то читают.

Создатель его и хореограф Ирина Брежнева подтвердила: да, газеты это страшная сила. Даже когда их в огромном количестве рвали и мяли (в порядке психологической разгрузки?) для оформления спектакля, все равно вольно или невольно вчитывались в заголовки. «Верхний колонтитул», - вот как изысканно назвали они свой новый опыт, и даже коварно дали ничего не объясняющую ссылку на википедию. Как призналась Ирина Брежнева, в искусстве танца (или его отсутствия?) она давно уже движется интуитивно, не особенно размышляя и не озабочиваясь, в какие дали уведет ее от первоначальной идеи живой процесс contemporary dance.

От какой же, интересно? - Если бы еще вспомнить... - задумчиво сказала Ирина. Серые люди в ее спектакле мучительно ползают в ворохах старых газет аки в сухих листьях, шелестя ими и набивая себя и друг друга под горло. Но в конце концов как-то освобождаются, свидетельством чего становится свободная и прекрасная собою пара, которая движется в томном танце. В то же самое время Ольга Чаузова на переднем плане все еще выразительно несчастна лицом - видимо, опять проклятая пресса виновата.

Екатеринбурженка Екатерина Жаринова телодвижением (наложенным на двойное артвидео петербурженки Анны Колосовой) проиллюстрировала предельно мизантропический стих Бродского «Натюрморт» 1971 года, а также красиво исполнила своей верхней частью - руками и торсом - оперную партию. «Петь я, к сожалению, не умею, так что пришлось станцевать ее», - объяснила Екатерина. Через день в экспрессивном перформансе, сменившем перформанс «механический»,  она показала диаметрально различные жизненные стратегии и поведения (а также банальные клише массового сознания), и вновь танец усиливался монтажом фотографий: ее лицо в пространстве грубо колоритных городских пейзажей - краснокирпичные изнанки домов, тарные ящики, высоковольтные вышки и ТЭЦ. Подкупила подлинностью и свободой - не используя для этого ничего кроме самой себя.

А оно нам нужно?

Александр Андрияшкин (г. Москва) выступил с совсем уж необычным сольным проектом, требуя от зала постоянно поправлять и критиковать его нехитрый танец.

- Что вам в нем не хватает? - настойчиво добивался он, пытаясь тем самым наладить душевный контакт с залом и даже нарываясь на грубости (анекдот расскажи - крикнул какой-то гопник). Сможем ли мы понять друг друга, и вообще надо ли это нам, - не факт, но все же «Я попробую», так назвал он свою работу. Дочка Ирины Брежневой пришла домой в сильном возбуждении от увиденного: папа, он такой сильный, такой смелый, он никого не боялся! - повторяла добрая и отзывчивая девочка.

Устами ребенка сказано нечто важное. Все мы, зрители, наверно, теперь «со здвигом» - ушли немного иными, чем были до. Старались понять мало известный нам язык современного танца, быть свободными и отважными, учиться выражать себя иными и менее фальшивыми, нежели слова, средствами - например, пластикой тела. Впрочем, если далеко зайти путем полной восприимчивости и толерантности, насилуя таким образом себя, то можно легко потерять самостоятельность суждений и предать то, что ты по-настоящему любишь. Как сказал мудрейший Милан Кундера? «Быть абсолютно современным - значит быть своим могильщиком».

Мэри Лазарева

Вятский наблюдатель - 07 октября 2011




Читайте также

И дустом пробовали // «Вятский край». - 14 июля 2012. № 102. Михаил Смирнов.

Не рой себе Котлован // «Вятский наблюдатель». - 13 июля 2012. Мэри Лазарева.

Дети лейтенанта Рюрика // «Вятская особая газета». - 12 июля 2012. № 30 (293). Михаил Коковихин.

Будет ли конец света? // - 09 июля 2012. Татьяна Бушмелева.

Органчик и нанотехнологии // «Вятский край». - 29 июня 2012. № 119 (5207). Михаил Смирнов.