|
|
|
|
|
Сезоны
|
Будет ли конец света?6 июня в Театре на Спасской состоялась премьера спектакля «История одного города» (пьеса М.Ботевой по мотивам одноименного романа М.Салтыкова-Щедрина, постановка Б.Павловича, сценография Е.Авиновой, костюмы Е.Андреевой). Сцена оформлена весьма необычно: перед нами яма или котлован, так или иначе – место постоянного обитания группы рабочих. С первого момента уже начинаешь читать подтекст: яма – наша страна, рабочие – самая большая и самая типичная часть нашего народа: ленивы, недалеки, податливы, вечно голодны, доверчивы, падки на вино и женщин, наконец, жестоки. Их можно легко запугать, как это делает Брудастый (Королевский), построить, как Бородавкин (Геннадий Иванов), напоить до бесчувствия, как Амалия Карловна (Елена Васильева) и Клементинка де Бурбон (Ирина Тимшина), навешать лапши на уши и затем обмануть, как Беневоленский (Владимир Жданов), застращать и свить из них веревки, как Фердыщенко (Анатолий Свинцов). Для того, очевидно, и понадобились щедринские персонажи авторам, чтобы ассоциировать их с персонажами историческими, причем, более современными. Канувшие в Лету, всякие бородавкины и фердыщенки, чуть ткни поглубже лопатой, появляются из толщи земли и начинают глумиться над народом. Параллели каждый проводит в силу собственных ассоциаций. Так например, Жданов-Беневолинский похож сразу на множество наших депутатов, которые в предвыборный период обещают народу все блага и все льготы, а потом благополучно забывают об этом. Весьма символично выглядит сцена, где он дает понюхать горячие пирожки рабочим, но сам набивает ими рот, а остатки выбрасывает. Рабочие же жуют листки с проектом конституции, которую он только что нахваливал. Лозунги рабочих «Снижение – тарифов ЖКХ!», «Садики - детям!» и другие, сверхактуальные, идут под аплодисменты зала. Свинцов-Фердыщенко – типичный руководитель, вроде Берии, который, пользуясь властью, вымогает доносы и любовь женщин. Для него нет ничего невозможного. А кто во все времена вплоть до наших дней, наделенный властью и чувствуя зависимость людей от его расположения, не расстреливал невинных, не насиловал непорочных? Недаром этот самый народ, бригада рабочих, надевает разные головные уборы: на одном - буденовка, на другом – военная фуражка, а на третьем – и вовсе шлем времен древней Руси. Так было, так есть и, наверное, так будет. Да что же на самом деле будет с нашей Россией? В одной из финальных сцен наверху котлована появляются фигуры в защитных костюмах, которые из аппаратов обрызгивают народ, видимо, подвергая его уничтожению. Пустеет сцена. Только сверху струится то ли дождь, то ли снег, то ли вредоносные осадки, которые уже не дадут возродиться жизни. Жанр спектакля можно было бы определить, как трагикомедию с элементами пародии. Здесь пародируются голоса многих российских правителей, которые сегодня вызывают у народа лишь дружный хохот. Лишь неожиданно зазвучавший голос Путина заставляет их активно взяться за лопаты и создать видимость работы. Пародийны и щедринские персонажи – полумертвецы-полуожившие призраки. В финале под патетическую музыку исторические и литературные персонажи сходят обратно под землю, оставляя нас в раздумье о том, что же они оставили после себя. Добро? Зло? Веру? Во что? Возродится ли жизнь в котловане-Чернорбыле? Или нас и впрямь, ждет конец света. Татьяна Бушмелева 09 июля 2012 Читайте также И дустом пробовали // «Вятский край». - 14 июля 2012. № 102. Михаил Смирнов. Не рой себе Котлован // «Вятский наблюдатель». - 13 июля 2012. Мэри Лазарева. Дети лейтенанта Рюрика // «Вятская особая газета». - 12 июля 2012. № 30 (293). Михаил Коковихин. Органчик и нанотехнологии // «Вятский край». - 29 июня 2012. № 119 (5207). Михаил Смирнов. Елена // «Вятский край». - 08 июня 2012. № 81. Беседу вела Татьяна Журавлёва. |
|||
|