Эквус
ТЕАТР НА СПАССКОЙ - Кировский государственный театр юного зрителя
 
 
Меню
 
Сезоны

 

Елена

Последний в этом сезоне показ премьерного спектакля «Сон в летнюю ночь» Театр на Спасской посвятил юбилею актрисы Елены Васильевой. День рождения оказался событием совсем не грустным, а очень даже веселым.

Новорожденная дала интервью по случаю даты. И праздник продолжился.

Родители

- Мой папа, Юрий Федорович Новоселов, был художником. В детстве он рассказывал мне совершенно невероятные истории про жителей Индонезии, которые точь-в-точь были похожи на голубей - они так же ходили, так же курлыкали, но только с большими трубками в клювах, и курили... Рассказы папы были образны и живописны, я живо все себе представляла, потом рисовала картины и еще долго верила в странных и загадочных индонезийцев...

На свои первые каникулы из театрального училища я приехала со шпагой, так как хотела тренироваться, чтобы сдать фехтование. Дома папа сказал, что будет писать мой портрет. Помню, как сижу в кресле, рядом - шпага, а папа меня рисует...

Моя мама, Татьяна Николаевна, - сурдопедагог, преподавала в школе-интернате для глухих детей, и в выходные они часто гостили у нас дома. Она разработала специальные пособия для обучения глухих детей чтению и письму, которыми пользуются до сих пор.

По материнской линии в нашем роду каждый одарен каким-то талантом. Мама очень мечтала стать опереточной артисткой, но родители отсоветовали. Напрасно! Мама замечательно поет.

Фамилия

- Мой дед, мамин отец, Николай Федорович Перфилов, - капитан второго ранга, жил в Ростове-на-Дону. Дед был герой, воевал, а затем преподавал в военно-морской академии. Военные награды деда сейчас хранятся у меня.

Я его побаивалась, представляя каким-то сказочным существом. Он был большого роста, с лысой головой, очень волосатой, как у зверя, грудью, а на мизинце - длинный ноготь, которым он чесал спину... Дед меня очень любил, всегда просил: давай «Цыганочку»! Я наряжалась в юбки и... вы-хо-ди-ла!..

Недавно мы с дочкой были на его могиле в Ростове-на-Дону. Чудом нашли ее на огромном кладбище. Время не повредило памятник, и только сирень вросла в камень, чуть повернув его...

Дедушкина жена, моя бабушка Милица, была из старинного дворянского рода и еще застала гувернанток. От трехэтажного фамильного особняка в центре Петербурга после революции их семье оставили лишь одну комнату. Милица слыла натурой взбалмошной и неординарной, слушала патефон, любила петь и танцевать. Военная семейная диктатура деда не выдержала такого режима музыкальной жизни, и они развелись...

Сестра дедушки, Лидия Федоровна, моя московская бабушка, всегда напоминала мне своею статью и какой-то внутренней силой Фаину Раневскую. Голос ее тихо гремел, каждое слово и жест были выдержанны. Язвительная, строгая, жутко смешная. По профессии бабушка была дантистом. У нее было невероятное чувство прекрасного, безупречный вкус. Бабушка понимала и умела ценить истинную красоту вещей.

Как-то, погостив у нас и уезжая обратно в Москву, она сказала: «Ну, Ленка, в последний раз видимся!..» Так и случилось...

Клоунесса из цирка дю Солей

- Однажды в незнакомой компании я представилась так: Елена Васильева, клоунесса из цирка дю Солей! Я постоянно чувствую это состояние внутреннего озорства. Когда мне было 30 лет, я всех приглашала на свое 50-летие. А когда исполнилось 50, мы праздновали мое 153-летие. Возраст - это ерунда.

Мои друзья говорят: ты появляешься и вселяешь сумасшествие и радость в нашу жизнь. Как-то я прочитала у Дины Рубиной «Высокую воду венецианцев» и пересказала им. В результате они съездили в Венецию!

То, что обо мне думают и говорят, - это для меня так неважно. А важно то, что здесь и сейчас я чувствую жизнь. Я живу одним мгновением. Я живу в постоянном счастье от всего, что со мной происходит, потому что умею радоваться даже самым незначительным вещам. Мой муж подчас недоумевает, каким глупостям я рада.

Мой муж - актер Театра на Спасской Александр Королевский, и о нашем театральном союзе я могу сказать только одно: любовь - это взаимное терпение и понимание.

Потому что мою радость жизни тоже надо выдержать.

Быть знаменитым некрасиво

- Моя творческая биография началась в 7 лет. Сначала это была театральная студия в Доме пионеров, затем передачи «Пионерская зорька» и «Школьный меридиан» на телевидении, «Алые паруса» во Дворце пионеров, студия «Рифма». Театральное училище в Екатеринбурге, Кировский ТЮЗ...

Главный урок, который преподали в училище, я запомнила на всю жизнь: не кичись своей профессией, театр - это работа и если ты сюда пришел, будь готов трудиться.

В нашем театре уже больше 40 лет работают артисты Николай Забродин, Вера Казаковцева, Антонина Иванова. Это люди без званий и регалий, но как они относятся к своему делу! Они настоящие труженики, они честно делают свою работу, и это подвиг.

Творческая атмосфера в Театре на Спасской передается от поколения к поколению. Появляются молодые актеры, и сначала кажется, что они совсем другие, но проходит время, мы знакомимся, и понимаешь, что в человеке ничего не меняется, что они так же ранимы, как мы, так же любят, переживают, сомневаются...

Человеку нужен человек

- Нами двигает неравнодушие. Когда видишь, что человек не улыбается, значит, что-то с ним происходит. Подойди и помоги, скажи доброе слово. С этим отношением хочется жить. Мы с Сашей много раз хотели уехать из Кирова, но нас всегда удерживало то, что здесь наши друзья. И эту пуповину невозможно перерезать.

Высочайший смысл жизни - быть естественным и открытым людям. Однажды меня пригласили вести семейное торжество. Это была простая семейная пара, я увидела, как они любят друг друга, сколько красоты в их жизни, настоящей и искренней. Это самое главное.

Дочки

- В спектакле «Муми-опера» я играю Маму троллей. Она как солнце, как радуга, это душа и сердце спектакля, и ее присутствие очень важно для атмосферы на сцене, для самочувствия всех персонажей. Наверное, и в жизни надо быть такой же, хотя мои дочки всегда делают меня очень активным действующим лицом. Они помогают мне во всем искать юмор, относиться к себе с иронией. А самоирония - это то, что спасает нас от многих бед.

Моя старшая дочь, Мария, подарила мне чувство гордости. Она работает корреспондентом на Первом канале, возглавляет корпункт в Самаре. Она красива, умна, талантлива, я часто смотрю на нее с восхищением, иногда даже не веря, что это моя дочь.

Младшей, Насте, 9 лет, и она не дает расслабляться ни на секунду!

«Уж четверть века я пылю на сцене...»

- Самое страшное в актерской профессии - когда ты перестаешь в себе сомневаться. Не дай бог почувствовать себя мэтром. Любя и восхищаясь Фаиной Раневской, я понимаю, что никогда такой не стану.

Каждый день ты чему-то учишься, и так всю жизнь, поэтому больше всего я люблю репетиции - время, когда ты раскрываешься. Нашему театру везет, мы часто работаем с приглашенными режиссерами, и каждый из них по-своему неповторим. В такие дни театр начинает жить по-новому. Другой режим репетиций, другой ритм слова. А все новое интересней вдвойне.

Конечно, хочется, чтобы каждый спектакль был открытием. Театр - живой организм, и я часто повторяю: давайте пробовать! С Борисом Павловичем это возможно, ведь в артистах он видит соавторов спектакля.

В шекспировском «Сне в летнюю ночь», посвященном 75-летию нашего ТЮЗа, занята почти вся труппа театра, поэтому многие роли мы «досочинили». Так, я играю Пылинку, которой у Шекспира в пьесе нет. Сначала я ходила и просто напевала под нос: «Уж четверть века я пылю на сцене...», а потом стихи Шекспира очень хорошо легли на мотив «Адажио» Альбинони, и я спела романс. Какая бы ни была роль, я обязательно должна что-то придумать, чтобы она мне была интересна.

«Письма любви»

- Мой самый любимый спектакль - «Письма любви», где мы играем вдвоем с моим мужем, Александром Королевским.

На свой творческий юбилей - 25 лет работы в театре - я принесла Павловичу пьесу Альберта Герни «Письма любви» с предложением поставить ее в нашем театре. Он прочитал и сразу сказал: да! Потрясающая история любви рассказана через письма двух влюбленных, которые они пишут друг другу на протяжении всей жизни.

Это очень важный для нас с Сашей спектакль - как для актеров, как для людей. И надо просто прийти и посмотреть его, чтобы еще раз обратить внимание на свою вторую половину, оглянуться на свои чувства.

Искусство быть

- Я всегда считала, что, если у меня что-то не ладится с партнером, значит, дело во мне. В училище педагоги воспитали в нас этику актерской профессии. Это основа работы, атмосферы в коллективе. Любовь коллег - вещь шаткая и призрачная, так как люди все талантливые и разные и в каждом много всего намешано.

Я знаю по себе, как порою все сложно и неоднозначно. Вот, например, очень дорогой мне спектакль «Сара Кру», где я играла главную роль. Когда я ушла в декретный отпуск, меня заменила актриса нашего театра Наташа Красильникова, и я сознательно не пришла на обновленную постановку. Наташа играла эту роль по-другому, привнеся что-то свое, и я не смогла бы смотреть на ее работу отрешенно, все время вспоминая свою роль и чувствуя, что все не так...

Некоторые вещи действительно очень болезненны, все мы люди, и надо относиться с пониманием, когда встречаешь это в коллегах.

Всегда очень тяжело переживаешь, когда снимают из репертуара спектакль с твоим участием. Что-то родное, живое отрезают от тебя... Словами такие чувства не передать...

Актер - очень зависимая профессия. Актерская природа требует внимания, признания, оценки. Жаль, что сегодня внимания так мало. Многие мои коллеги перешагнули свои юбилейные даты, которые никак не были отмечены. А ведь это и есть те невидимые стропила, на которых крепится театральный коллектив. Давайте будем внимательны друг к другу!

Его Величество Время

- Недавно на чеховском вечере в Кировском СТД мы с Сашей восстановили сцены из «Чайки» (Е. Васильева и А. Королевский играли в «Чайке» Заречную и Треплева, премьера 1990 г., реж. А. Клоков. - Авт.), и моя Заречная была намного точнее, чем 20 лет назад. Но Нина Заречная - молодая девушка!.. Вот в какие игры играет с нами Время...

Я помню, как я часто «летала» в «Чайке»!.. Были моменты, когда я чувствовала власть над залом, его отклик и была счастлива необыкновенно!..

Я вспоминаю, какие чудеса с залом мог творить Саша в «Эквусе» (спектакль «Эквус», роль Алана, премьера 1988 г., реж. А. Клоков. - Авт.). Такая исходила от него мощь! Я помню его крик: «Эк!.. Эк!..»... Это был «Моцарт» на сцене. Вершина!..

Вместо послесловия

Театр - это молодость. Когда твои дети в тебя верят, когда молодые коллеги видят в тебе друга, когда ты можешь подарить им радость жизни, радость бытия - это самое настоящее счастье!

Беседу вела Татьяна Журавлёва

Вятский край - 08 июня 2012




Читайте также

И дустом пробовали // «Вятский край». - 14 июля 2012. № 102. Михаил Смирнов.

Не рой себе Котлован // «Вятский наблюдатель». - 13 июля 2012. Мэри Лазарева.

Дети лейтенанта Рюрика // «Вятская особая газета». - 12 июля 2012. № 30 (293). Михаил Коковихин.

Будет ли конец света? // - 09 июля 2012. Татьяна Бушмелева.

Органчик и нанотехнологии // «Вятский край». - 29 июня 2012. № 119 (5207). Михаил Смирнов.


   

В

In

In