|
|
|
|
|
Сезоны
|
Органчик и нанотехнологииВ Театре на Спасской - новая знаковая премьера: 76-й театральный сезон здесь закрывают героями Салтыкова-Щедрина и «Историей одного города» По декорациям спектакля догадаться, что это - «История одного города», наверное, можно. Но далеко не сразу и лишь призвав на помощь воображение: на сцене раскиданы современные оранжевые каски, стоят строительные леса, пыхтит опять-таки строительная печка и натянута оградительная красно-белая лента. Такими в наши дни обычно огораживают какое-нибудь безобразие - типа дырки в земле, возникшей из-за провалившегося под землю куска асфальта. Еще на сцене - сразу несколько человек в рабочей одежде, на первый взгляд больше напоминающих персонажей «Одного дня из жизни Ивана Денисовича», чем героев Михаила Евграфовича... Борис Павлович, замахнувшийся на Салтыкова нашего Щедрина, сильнее всего удивил бы зрителей, если бы поставил спектакль без сюрпризов и вообще не отходя в сторону от классического текста. Конечно, новая постановка будет сильно отличаться от того, что мы читали в школьные годы. В Театре на Спасской подчеркивают: это - спектакль не по М.Е. Салтыкову-Щедрину, а - по пьесе Марии Ботевой по повести М.Е. Салтыкова-Щедрина. Персонажей, как на машине времени, перенесли в наше время. Причем на стройку, что, наверное, символично, с учетом продолжающегося в Кировской области Года человека труда. Героев стало меньше, чем в классике. Но появились новые. И у новых есть имена, тогда как в оригинале произведения народ был просто «безымянным народом». Раскрывать чужие секреты (да еще за неделю до премьеры) нехорошо. Так что после репетиции, на которой побывал ваш корреспондент, могу сообщить лишь следующее: получается интересно и смело, над какими-то моментами вполне можно будет посмеяться, а какие-то, напротив, могут потрясти слабонервных и заставить отвести глаза - например, сцена, в которой одного из персонажей загружают в стоящую на сцене бочку, получается вполне реалистичной. Ну и еще один секрет: Органчика, самого известного из описанных в книге персонажей-градоначальников, сыграет Александр Королевский. Выбор очень хороший. Вашему корреспонденту режиссер спектакля рассказал, что четких привязок к Кирову-Вятке в «Истории одного города» не будет. Это - спектакль о России вообще и о живущих в нашей стране людях, которые нередко, увы, «сами враги себе» бывают. - У Салтыкова-Щедрина ведь тоже не было указаний, что город Глупов - это Вятская губерния. Миф, что этим произведением он сводил счеты с Вяткой, - говорит Борис Павлович. - Тем более что писатель работал над «Историей...» намного позже, когда уже пожил и в Рязанской губернии, и в Тверской, и в Петербурге. У него материала - и столичного, и провинциального - было выше крыши. Понятно, что Вятка стала своего рода первым крещением. Но он писал о России вообще. - Чья была идея, что действие вашего спектакля должно проходить на стройке? - Для работы над пьесой я позвал драматурга Марию Ботеву. Это ее авторская пьеса. Мы сразу договорились: есть Салтыков-Щедрин, написавший хронику, которая абсолютно несценична и монотонна. А нам нужна пьеса, в которой действие будет развиваться «из точки А в точку Б». Было решено придумать историю о том же, о чем писал и Салтыков-Щедрин. Мы попытались напитаться его поэтикой, его настроением, его мыслями и заново историю сочинить. Выбрали шестерых градоначальников, которые будут появляться у нас. А весь город Глупов локализовали до одной стройки. Мне кажется, что это удачная метафора: Россия - бесконечная стройка. Как, помните, у Гоголя в «Ревизоре»: «Чем больше ломаешь, тем больше на строительство похоже». Конечно, вдохновлялись мы и той стройкой, которая кипела рядом с Театром на Спасской в течение последнего времени. Вначале были просто котлован, разлом и погорелый дом. Потом вдруг появилось много-много рабочих, строительство ускорилось. Когда мы задумывали спектакль, стройка находилась в зачаточном состоянии. И мы с художником Леной Авиновой, глядя из ее мастерской на этот котлован, черпали вдохновение. - Недавно в одном из российских театров тоже поставили «Историю одного города»... - Да, в Новосибирске. Причем поставил спектакль мой однокурсник - Дмитрий Егоров. Мне кажется, что это неслучайно, потому что для Салтыкова-Щедрина пришло время. Кто-то из умных людей сказал: «Прекратите говорить, что наш писатель - Чехов, наш писатель - все-таки Салтыков-Щедрин. Вот кто про нас гораздо точнее писал». Настало время возвращаться к нему по всем направлениям. В том числе и через театр. Кстати, все прекрасно знают, что я заявлял о своих планах поставить такой спектакль давно. И в данном случае мысль возникла одновременно у нескольких людей. Не то что кто-то у кого-то подсмотрел... Сейчас Щедрин снова на коне. И, конечно, он - один из самых недооцененных и недолюбленных наших классиков. Потому что и Достоевский, которого любит интеллигенция, и Толстой, которого часто экранизируют, и Чехов, которого постоянно ставят (каждую пьесу по десятку и сотне раз), и Гоголь - это очень хорошо. Но вот Салтыкова-Щедрина, из-за того что он болезненный, обходят стороной. И не так любят, как надо бы. А я, когда перечитывал «Историю...» к спектаклю, полюбил его всей душой. И я думаю, что и у всех так будет, если возьмут книгу: то, что раньше воспринималось как гипербола («что-то он перебирает со своими градоначальниками с механической головой»), сейчас выглядит вполне реалистично: почему бы нет - нанотехнологии позволяют... Михаил Смирнов Вятский край - 29 июня 2012 Читайте также И дустом пробовали // «Вятский край». - 14 июля 2012. № 102. Михаил Смирнов. Не рой себе Котлован // «Вятский наблюдатель». - 13 июля 2012. Мэри Лазарева. Дети лейтенанта Рюрика // «Вятская особая газета». - 12 июля 2012. № 30 (293). Михаил Коковихин. Будет ли конец света? // - 09 июля 2012. Татьяна Бушмелева. Елена // «Вятский край». - 08 июня 2012. № 81. Беседу вела Татьяна Журавлёва. |
|||
|