Закрыть
 

Мы используем cookies

Во время посещения сайта Театра на Спасской вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее.

 
 
 
 
Эквус
ТЕАТР НА СПАССКОЙ - Кировский государственный театр юного зрителя
 

Телефон кассы
(8332) 715-720

 
 
Сезоны

 

Уехали все

Театр на Спасской представил самую ожидаемую премьеру осени – «Я (не) уеду из Кирова». С режиссером Борисом Павловичем в роли самого себя.

Борис Павлович

На обсуждении после спектакля спрашивали: «Почему в финале все главные герои решают уехать из Кирова в столицу? Неужели никто из них не останется? Ну, ладно: допустим, одиннадцать человек уехали, но хотя бы кто-то один остался!..»
Не исключено, что так сначала и было у Павловича. Но тогда получилось бы похоже на вышедший полтора месяца назад вятский патриотический клип (на заметку отъезжающим) - «Роднополисы» («Хочешь в столицу? Мести дворы, возить пиццу?»), где главный герой рвал на перроне кировского ж/д вокзала билет на «Вятку». Тема «уехать нельзя остаться» в по­следнее время актуальна. Заговорили о ней и на самом высоком уровне - в Москве, которая, как известно, не резиновая.

Двенадцать

В зал - под «Школьные годы чудесные» - вошли двенадцать человек в школьной форме «как в СССР», чтобы через полтора часа выйти через ту же самую дверь с чемоданами в руках. «До свидания, наш неласковый Киров!» Документальный спектакль получился не про тех, кто остается здесь жить, а про тех, кто уезжает из провинции - за возможностью применить свои таланты, за деньгами, славой (если повезет), интересной жизнью и ритмом большого города, который «never sleeps». В смысле, не ложится спать ни­когда.
Итак, число выпускников вполне говорящее и наводящее на размышления - двенадцать. Все они - очень разные, со своими планами на большую жизнь: Надя собирается открыть пиар-агентство, Настя мечтает стать биофизиком и совершить кучу открытий в Германии, Никита будет дизайнером, а Люба - известным врачом. Маша хотела было пойти в чиновники, но передумала - «мама ей сказала, что все чиновники берут взятки», а она - девушка честная. Самая странная (на общем фоне) программа на ближайшие лет десять у отличницы Ирины - выучиться в Москве и с красным дипломом вернуться в Вятку. Причем, не просто в Вятку, а обязательно поселиться в деревне, потому что настоящая жизнь происходит там, а не в столичных пробках.

Два письма с одного адреса

В роли выпускников, обдумывающих житье, выступили кировские старшеклассники. Художественный руководитель Театра на Спасской Борис Павлович тоже вышел на сцену - в роли самого себя. Сидя иногда на стуле, иногда - на ведущих на сцену ступеньках, а иногда - выходя в зрительный зал, он задавал вопросы экс-школьникам, а те отвечали. Рассказывали о себе и городе, молодежных группировках, местных кафешках, моде, о том, что им нравится, а что нет. Потом открывали приготовленные к отъезду чемоданы и доставали то, что увезут с собой на память о Вятке. Дымковской игрушки ни у кого не оказалось, зато фигурировали коллекция засушенных мух и стрекоз, щепка от дома, где проводил каникулы один из героев, тетрадка по ОБЖ и даже какая-то китайская фигурка - подарок от родных.
Еще на стадии подготовки спектакля авторы говорили о том, что в «Я (не) уеду из Кирова» можно будет услышать отрывки из сочинений, написанных на эту тему вятскими школьниками. Письма от вы­пускников принимали не только в Театре, но и на электронную почту Павловича. Худрук признался, что был несколько удивлен, когда с одного электронного адреса получил два абсолютно разных письма с интервалом в сутки: первое было исповедью отъезжающей девушки, второе - той, которая «не покинет родной город никогда». Оказалось, писали сестры - Аня и Маша. Поэтому и адрес был один.
Выдержки из сочинений действительно звучали со сцены. И при всей своей забавности наводили на невеселые мысли: «Люблю наш город, несмотря ни на что», «Пусть он - бедный город, но я из него не уеду» и «Никуда не поеду... В чужом городе все равно будет сложнее». Впрочем, обязательные для заявленной темы трогательные моменты тоже присутствовали. «Недавно шла по улице с мамой мимо центрального рынка, - писала какая-то школьница, - а там поблизости несколько деревянных домов с печным отоплением. Зима, снег и печки топятся... Запах такой, какого ни в одном большом городе не почувствуешь. Его больше нигде нет. Решила для себя: никуда не поеду».

«Деньги потрачены не зря»

Получился хороший спектакль, заставляющий сидящих в зале задуматься, заглянуть в самих себя. В том числе и тех, кому паковать чемоданы уже, наверное, поздно (Киров никуда не отпустит): почему не уехали, когда было восемнадцать; решились бы изменить жизнь сейчас или нет, и вообще - почему так происходит, что чем старше становишься, тем охотнее соглашаешься с той отличницей, которая мечтает жить в самой глухой деревне?
Посмотреть премьеру, которую действительно ждали, пришли и первые лица области и города - Никита Белых, Владимир Быков, Александр Галицких, Сергей Щерчков, Борис Веснин, Светлана Медведева, а потом поучаствовали в большом обсуждении. На сцене расставили стулья для актеров, авторов спектакля и губернатора области, у которого вопрос исхода молодых и лучших из региона - больная тема.

Борис Павлович и Никита Белых

Как оказалось, спектакль Никите Юрьевичу понравился: «Всегда хожу на постановки Павловича с опасением - боюсь разочароваться. Пока все хорошо идет - разочароваться не получается. Могу сказать, что деньги - а проект осуществлен на грант областного правительства - были потрачены не зря».
По теме «ехать или нет?» Никита Белых сказал так: «Плохо, что молодые люди не отождествляют себя с городом Кировом. И это было хорошо видно в той части спектакля, когда главные герои спрашивали: «Киров, почему ты такой грязный?» или «Киров, чего ты от нас ждешь?» Надо понимать, что Киров и Кировская область - это не только улицы и дома, а  все мы, те, кто здесь живет».

Чувствуйте себя как дома. Но не забывайте, что в гостях...

Обсуждение продолжалось почти час. Люди из зала рассказывали истории из своей жизни, давали молодым советы, вспоминали Ломоносова (который «тоже уехал из родных Холмогор»), предлагали поставить спектакль-продолжение «Я не уеду из Вятки» (чтобы «не» было без скобок) и радовались тому, что у абитуриентов сейчас вообще есть возможность выбирать - учиться дома или в Питере, например.
Если бы Борис Павлович не остановил дискуссию, то по домам разошлись бы не скоро: у микрофонов образовалась приличная очередь из желающих высказаться, а разговор принял весьма неожиданный и эмоциональный поворот. Началось с того, что девушка - гостья из Тюмени - несколько свысока высказалась о «не очень развитой» Вятке, которая «сама виновата в том, что молодые уезжают», и посоветовала устремить свои взоры на Тюменскую область, где все ОК и «есть чему поучиться». Такой посыл не понравился многим в зале, а особенно - губернатору, который сказал всё, что думает по этому поводу (в смысле - попросил гостью не ругать город, в который она приехала), и призвал вообще «не путать демократию с недоразвитостью». Следом за эмоциональной речью Никиты Юрьевича к микрофону вышел... еще  один командированный из Тюмени, которому уже не понравился ответ губернатора. В поддержку тюменца неожиданно непатриотично зааплодировала часть вятских театралов, явно непривыкших к разговорам в тональности политических дискуссионных клубов. На том и распрощались,  так и не ответив на поставленные вопросы: «Кто виноват в том, что уезжают лучшие?» и «Что с этим делать?»
Спектакль «Я (не) уеду из Кирова» будет идти в Театре на Спасской до весны следующего года, когда многие юные актеры   по-настоящему (а не на сцене) соберут рюкзаки и уедут в другие города. Не все,  кто-то останется. После участия в спектакле (и большой подготовки к премьере, в которую входили не только репетиции, но и беседы, и тренинги) они лучше  других сверстников знают: да, можно уехать и не вернуться, но есть одна проблемка, которая в них самих, а не в родном городе... Как заметил кто-то из великих, «люди уверены, что будут счастливы, если переедут в другое место, а потом вдруг оказывается: куда бы ты ни поехал,ты берёшь с собой себя»...

Михаил Смирнов

Вятский край - 02 ноября 2011




Читайте также

И дустом пробовали // «Вятский край». - 14 июля 2012. № 102. Михаил Смирнов.

Не рой себе Котлован // «Вятский наблюдатель». - 13 июля 2012. Мэри Лазарева.

Дети лейтенанта Рюрика // «Вятская особая газета». - 12 июля 2012. № 30 (293). Михаил Коковихин.

Будет ли конец света? // - 09 июля 2012. Татьяна Бушмелева.

Органчик и нанотехнологии // «Вятский край». - 29 июня 2012. № 119 (5207). Михаил Смирнов.


   

В

In

In

In

In