Эквус
ТЕАТР НА СПАССКОЙ - Кировский государственный театр юного зрителя
 
 
Меню
 
Сезоны

 

Снился ли шекспировским героям фасад Театра на Спасской?

Как в зимней Вятке «Сон в летнюю ночь» поставили

Противопожарный щит с красным ведром, доска с ключами от гримерок - атрибуты современного закулисья. И почти в натуральную величину воспроизведенный на тонком материале фасад Театра на Спасской вряд ли снился многочисленным героям шекспировской пьесы «Сон в летнюю ночь». Хотя кто знает, что им могло пригрезиться в полном волшебных превращений лесу, сложенном за взмывающим вверх фасадом за­драпированных зеленым кабинок, в который всех почему- то тянуло - кого на свидание, кого на репетицию? Может, пожарный (арт. Н. Забродин), перетаскивающий раскатанный шланг-рукав с одного края сцены на другой? А может, вахтерша (засл. арт. РФ Т. Махнева), предлагающая ему чекушечку «раздавить на двоих» в свободное от работы время?

И что, отвлекся кто-нибудь на эти милые актерские шалости, когда весь мир лицедействует? Да ноль внимания, если такие возможности открываются: проучить гордячку Титанию (арт. М. Наумова), запутать и без того непростые отношения влюбленных Деметрия (арт. И. Кандидов) и Елены (арт. Д. Сосновская), Лизандра (арт. А. Андрюшенко) и Гермии (арт. Н. Красильникова), превратить Основу (арт. А. Королевский) в осла, а Пылинке (арт. Е. Васильева) позволить петь? А у нас повисли над сценой перевернутые стулья, и всё - потянулись некоторые нетерпеливые зрители к выходу: «Разве можно так с классикой?» Но режиссер решил: можно - и перекидывает мостики из реальности в эфемерную действительность, из современности в классическую пору, закольцовывая театральное пространство фасадами театра «Глобус», где впервые шли шекспировские пьесы, и Театра на Спасской, где одна из них - «Сон в летнюю ночь» - идет с некоторых пор.

Б. Павлович, поставивший «Сон в летнюю ночь» в зимней Вятке, искусством совмещения таких параллелей владеет. В первом его спектакле на Вятской земле «Собака на сене» Лопе де Вега разыгрывалась под сенью огромной киноафиши одноименного фильма, в съемках которого как бы участвовали театральные актеры, вживавшиеся в роли героев пьесы испанского драматурга. До пиршества лицедейства было неблизко, но отношение к предложенным ролям читалось. А «Сон в летнюю ночь» - это скорее отношение к предполагаемым обстоятельствам, когда Гермия обожает Лизандра, Елена любит Деметрия, а отец Гермии, Эгей (засл. арт. РФ А. Свинцов), настаивает на браке своей дочери с Деметрием потому, что есть на то афинский закон. А разве у молодых зрителей, в основном заполнивших зал на премьере, не то же самое, с той лишь разницей, что Маша любит Сашу, Саша любит Дашу, а папа Александра намерен его в Оксфорд спровадить - от любви подальше? И у актеров, занятых в этом спектакле, наверное, свои несовпадения любви и привязанностей в житейском и творческом опыте.

И что - убиваться?! Да нет, прощаться с прошлым, смеясь и играя! И как-то не злясь, а больше дурачась выясняют отношения между собой Лизандр и Деметрий, смешно перетягивая каждый на свою сторону недоумевающую Елену и отвергая при этом Гермию, к которой оба недавно страстью пылали. А зал понимающе смеется, когда после совета: «Чем жестче я, тем он со мной нежнее» - звучит недоуменное: «Я так же хороша, как и была, но почему же ты меня покинул?» Отчего такая беззаботность? А оттого, что все же устроится. Сдвинет треуголку на другой бок Пэк (арт. Н. Романова), плеснет волшебного эликсира страдающим от запутанности - и не станут они боготворить пустого человека, любить того, кого бы ни за что не полюбили, если бы не поддакивали Душистый Горошек (арт. И. Тимшина), Паутинка (арт. Н. Сидорова), Мотылек (арт. В. Казаковцева). И осел снова станет Основой, который знает, как объяснить, почему Заморыш (арт. М. Андрианов) еще и Лунный Свет, а лев, которого играет Миляга (арт. А. Хорев), - не лев, р-р-р...

В общем, все хорошо, что хорошо начинается, еще лучше продолжается и совсем замечательно заканчивается. Ведь даже герцогу Тезею (арт. А. Трясцын), уютно расположившемуся в ложе театра «Глобус» с новоиспеченной супругой Ипполитой (арт. М. Кучикина), понравился спектакль с двумя прологами, в котором Основа, переставший быть ослом, играл античного героя...

Николай Василевич

Вятский край - 25 января 2012




Читайте также

И дустом пробовали // «Вятский край». - 14 июля 2012. № 102. Михаил Смирнов.

Не рой себе Котлован // «Вятский наблюдатель». - 13 июля 2012. Мэри Лазарева.

Дети лейтенанта Рюрика // «Вятская особая газета». - 12 июля 2012. № 30 (293). Михаил Коковихин.

Будет ли конец света? // - 09 июля 2012. Татьяна Бушмелева.

Органчик и нанотехнологии // «Вятский край». - 29 июня 2012. № 119 (5207). Михаил Смирнов.