Эквус
ТЕАТР НА СПАССКОЙ - Кировский государственный театр юного зрителя
 
 
Меню
 
Сезоны

 

Летняя ночь перед Рождеством

Новый год на Спасской отметили с Шекспиром.Летняя ночь перед Рождеством

Сюрпризом к Новому году театр на Спасской замахнулся на Вильяма нашего Шекспира. «Сон в летнюю ночь».

И неудивительно: в этой пьесе - все праздник. Написанная, будто бы, к свадьбе одного аристократа, она в западной традиции обыгрывает день Иоанна Крестителя (в восточном христианстве это день Ивана Купалы) и сюжетно представляет собой веселую карнавализованную путаницу с образованием любовных союзов.

При этом действие, происходящее в Афинах и лесу поблизости, довольно сложно устроено и является соединением трех постоянно пересекающихся миров: афинской знати, занятой матримониальными приготовлениями и чудесным обменом любовниками; простолюдинов, играющих для них шекспировский «театр в театре»; и параллельным людскому миром лесных эльфов с собственной знатью внутри. (чтобы еще пуще усложнить диспозицию, режиссер Борис Павлович добавляет четвертый план - «кухню» современного театра, который и занят постановкой «Летней ночи»). 

Расшалившиеся эльфы путают афинянам карты, и в результате баловница судьбы красотка Гермия (Н.Красильникова) оказывается вовсе без жениха, а лузерша Елена (Д.Сосновская) - сразу с двумя. Королева эльфов томная Титания влюбляется в осла (а это любимец публики А.Королевский, плотник Основа, которого тоже опоили дурманом).

Манерный король эльфов (В.Жданов), естественно, недоволен. Меж всеми снует главный чародей и проказник - вертлявый Пэк (Е. Романова) чудит, шалит, однако в конце концов наводит порядок: чтобы всем сестрам по серьгам и никто не обижен. 

Утром сон-морок заканчивается, три любовные пары образовались и довольны друг другом, а горожане спешат ублажить знать самодеятельным спектаклем в стиле «простонародный примитив», который безоговорочно очаровывает уже собственно молодежную аудиторию театра на Спасской: она пребывает в восторге от простого и понятного, милого и наивного юмора слабоумных персонажей еще одной любовной истории.

Любители классики снова обиделись

Несмотря на роскошные (впрочем, минималистские - в ее стиле) декорации Елены Авиновой: кубистические ярко-зеленые волосатые формы волшебного «леса», спускающиеся прямо с небес, перемежаемые строго документальным фасадом театра на Спасской, плюс совершенно невообразимые кислотных расцветок наряды эльфов (художник по костюмам Катерина Андреева), плюс гениально поставленное освещение, - первое действие произвело тяжеловатое впечатление. Мелькало слишком много персонажей, один план накладывался на другой, действие больше грузило, чем веселило, юмор не радовал, праздник не складывался.

Многие взрослые во время антракта разочарованно повалили вон, усмотрев еще одно насилие над классикой в духе Павловича, заигрывающего с молодежью, которая книжек не читает: лишь бы было прикольно.  

Однако второй акт как-то все расставил по местам, и уже стало возможно, допустим, уловить и оценить авторскую - режиссерскую - иронию по поводу классических текстов. Ведь простая и наивная история про «влюбленную Фисбу» (театр в театре), право, смотрелась куда более мило, чем разыгранная «настоящими» как бы артистами. Именно на нее и отреагировал столь бурно юный зритель!  

Впрочем, я услышала и восторженные отклики тех, кто принимает любой спектакль Павловича как благо, дарованное городу непонятно за какие заслуги. Безговорочно принимая его методу не эмоциями, а скорее разумом, моя собеседница «в очередной раз порадовалась, что у нас есть очень умный режиссер, способный ярко и в доступной форме донести до зрителя главную идею драматурга. 

Какую же? - очень ясную. Что любовь такая интересная штука: наш выбор бывает прихотлив и случаен, и главное - это любить, а кого, не так уж и важно. Поэтому тот, кто способен на высокое чувство, даже если его избранница будет »коротконогая стерва«, заведомо лучше того, кто не способен. 

Так и весь мир - театр. В нем не важно, кто играет любовь - профессионалы (которые умеют, да, красиво декламировать) или самодеятельные (но куда более искренние и живые) исполнители...»

Мы же добавим, что наконец-то услышали в зале смех вполне хорошего качества. Ведь большей частью (со сцены другого нашего театра) комедии провоцируют смех совсем другой, - по поводу куда более низких и грубых материй. А тут он был добрый и радостный.

Мэри Лазарева

Вятский наблюдатель - 22 декабря 2011




Читайте также

И дустом пробовали // «Вятский край». - 14 июля 2012. № 102. Михаил Смирнов.

Не рой себе Котлован // «Вятский наблюдатель». - 13 июля 2012. Мэри Лазарева.

Дети лейтенанта Рюрика // «Вятская особая газета». - 12 июля 2012. № 30 (293). Михаил Коковихин.

Будет ли конец света? // - 09 июля 2012. Татьяна Бушмелева.

Органчик и нанотехнологии // «Вятский край». - 29 июня 2012. № 119 (5207). Михаил Смирнов.