Промелькнуло наиболее яркое – в условиях Кирова – событие года театра в РФ
Пятый фестиваль «Вятка – город детства» завершился. Что это было и для кого? Что изменилось в традиционном уже смотре региональных российских театров кукол этой осенью?
Изменилось радикально. Программный директор фестиваля Елена Кривошеева (человек в местных театральных кругах наиболее авторитетный – как театровед, организатор и знаток всевозможных процедурных тонкостей, фактически и незаметно спасший в свое время, вместе с Ольгой Симоновой, вновь построенное здание Театра кукол от его передачи в управление коммерческому центру «Аполло» Руслана Мамедова, для справки) формировала его на свой вкус. Допустим, ей нравится авангард и условный театр, в основном питерского происхождения, этот город наш всегдашний ориентир и постановочный партнер – поэтому она приглашает в Киров, так вот запросто, неоднократного лауреата «Золотой маски» Яну Тумину, создательницу эксклюзивных волшебных миров, каких мы здесь не увидели бы никогда. Чего это ей стоило, знает лишь сам директор: и дорого, и трудно уговорить, и вписаться в гастрольно-рабочий график супер-востребованного режиссера и его актерской команды, главное же – подобрать подходящую сцену.
Сцена "Театра на Спасской" сгодилась, на ней мы увидели два спектакля в фирменной стилистике тесного замкнутого пространства « трех стен»: «Комната Герды» о ментальных странствиях удивительной по своей даже фактуре золотокудрой девочки-бабушки в поисках братца-холодное сердце тире мужчины. Второй, «Колино сочинение», нежно-трогательный рассказ о рождении особенного ребенка (непонятно чем больного, но это навсегда ) и начале его жизненного пути в окружении любящих папы и мамы, причем первый здорово похож на шамана (мы, говорит он всем любопытным, «потомки Чингисхана»).
Не знаю, как остальные, а наблюдатель, видимо, навеки впечатал себе в память визуальную часть обоих спектаклей. Не в силах разобраться с расшифровкой символов и метафор «Комнаты Герды»: все это сделано в стилистике ребуса и нормального, очень яркого человеческого сна, в котором хорошо застрял и не понимаешь, что с этим делать. А попытки понять что-то о причине невстречи Герды и Кая были – я много слышала таких разговоров. Но, каково мышление режиссера! И как вообще возможно создать эту сложнейшую по образности рукотворную реальность-сон, вот это решительно невозможно осмыслить.
Еще потряс своей сценографией, пластикой и музыкой в стиле немого кино и конечно куклами спектакль Натальи Пахомовой «Слон». (Для Кирова она в свое время сделала элитарную «Русскую борзую», «Холодное сердце».) Очень литературный, глубоко думающий над текстом режиссер. Сейчас работает в Москве, но герой ее «Слона» по рассказу Куприна – это опять же Петербург, отображенный в костюмах и декорациях, время – начало и конец прекрасной эпохи, первое десятилетие 20 века, стиль модерн.
Восторг от первого же прохода людей-кукол: кудлатые дворники с огромными головами в картузах, похожие на старинных иудеев, ритмично машут своими «метлами» (а дворницкие фартуки все с принтами городских пейзажей и жителей СПб). Горничные в белых фартучках и сложных прическах, двигающиеся вперевалку с характерными вытянутыми минами, стараются угодить своим господам. Бедный папа с большущей выразительной головой и землистым от горя лицом пытается вылечить балованную дочку, что больна равнодушием к жизни, ведет ей слона из цирка Чинизелли ( не этим ли больны и современные, закормленные различными благами и родительской любовью дети, скучающие на театре, вот в чем вопрос). Создана ярчайшая, креативная визуальность, которой наслаждаешься независимо от общей конструкции спектакля.
Нами описана лишь только часть фестивальной программы. Которая, кстати, была на этот раз куда меньше обычной и лишена конкурсного начала. В самом деле, кому с кем соревноваться, если приглашены «только звезды», плюс Киров? Этот ориентир попытаются сохранить и на будущее, вместо того чтобы звать региональные коллективы, примерно сопоставимые по силам с нашим кировским, хотя последние охотно работали на безгонорарной основе – только чтобы себя показать и людей посмотреть. Новая стратегия обойдется в копеечку, ибо звезды стоят дорого.
Кто увидел нынешнюю программу? Нам понравилась, что организаторы не ставили задачу наполнить залы (особенно камерные в ТЮЗе) на особо эксклюзивных спектаклях непременно детьми. Купили билеты и потратили деньги те, кто действительно этого хотел и мог оценить. Юным зрителям был отдан большой зал Театра кукол, и совсем не обязательно он бывал наполнен. Чего нельзя сказать о спектаклях Туминой, там аншлаг был стопроцентный , за билеты бились всерьез, а детей на спектакле про Колю укладывали даже на пол в первом ряду – для свободы проявлений. Режиссер-то питерский.
Мэри Лазарева
Вятский наблюдатель - 27 сентября 2019
Читайте также
Против дуализма // «блог для начинающих критиков Start Up (проект СТД РФ)». - 10 марта 2020. Ольга Шредер.
Театральные забавы // «Вестник Поволжье». - 25 февраля 2020. № 4. Альфия Табаева.
«Затворник и Шестипалый»: опыт прочтения // - 03 февраля 2020. Мария Сандалова.
Лето на языке // «Сцена». - 23 января 2020. № 4 (120). Наталья Панишева.
Улетай! Наставления юношеству от затворника Пелевина // «Вятский наблюдатель». - 23 декабря 2019. Мэри Лазарева.