|
|
|
|
|
Сезоны
|
Вино из теннисных мячиковВ театре «На Спасской» премьера — спектакль по книге Рея Бредбери «Вино из одуванчиков». После того, как профессия критика (театрального и кино-критика, прежде всего) практически исчезла из сегодняшнего медиа-пространства, а на смену ей пришла огромная армия народных рецензентов, то, подходя к постановке или экранизации литературного произведения, в первую очередь, у рецензентов возникает желание сравнить то, что они увидели, с книгой. Но только в том случае, если книга прочитана. Иногда фильм или спектакль смотрят для того, чтобы книгу не читать. История, известная многим преподавателям литературы, — на экзамене вместо «Бесприданницы» Александра Островского рассказывают «Жестокий романс» Эльдара Рязанова. Между тем как для тех, кто когда-то учился «на критика», такой подход как раз наиболее эффективный: отринуть литературную основу и верить только собственным глазам. Поэтому ответ на вопрос «О чем спектакль (фильм)?» может не совпасть с ответом на вопрос «О чем книга?» Итак, если Вы не читали Рея Бредбери, а писатель, надо сказать, действительно не модный, то Вы пришли по адресу. Зато до сих пор модно ставить спектакли в нетрадиционном пространстве. В данном случае им выступает … сцена. С той лишь оговоркой, что зрители сидят на ней — места для зрителей расположены со стороны правой и левой кулисы, в центре — игровое пространство, дополненное пустым зрительным залом. На оставшемся сценическом пятачке разыгрываются сценки из жизни обитателей небольшого американского городка — обжитое пространство. За рампой сцены — темный овраг, вселяющий ужас. Жизненные эпизоды разыгрываются несколькими взрослыми актерами и актерами-детьми. Пожалуй, это единственное принципиальное разграничение между героями, на которое сложно не обратить внимание. Каждый актер играет несколько ролей. Вокруг каждой такой мини-роли разворачивается своя маленькая история. Однако, в какой-то момент перестаешь понимать, кто есть кто. Путаница усугубляется еще и тем, что в спектакле есть сквозные персонажи, идущие со своей историей от начала до конца. Читаемый от третьего лица текст Рея Бредбери ничего не проясняет. Также не до конца четко расставлены акценты по действию, не всегда можно ответить на вопрос «Что же там все-таки произошло?» Самая большая интрига спектакля, лично для меня, — что же случилось в финале с одним из наиглавнейших персонажей Дугласом Сполдингом: заболел и выздоровел, умер и «воскрес» в параллельном мире, был утащен овражной нечистью? Впрочем, не стоит отрицать того, что режиссер спектакля Ирина Брежнева проявила большое мастерство по части наведения воздушных мостов между персонажами. Действительно, складывается ощущение, что все они члены одной большой семьи, в которой, как минимум, три поколения, вовлеченных во все, что здесь происходит — от домашних дел до игр. Играм, кстати, здесь отведено особое место. Даже уборка паласов и выбор теннисных туфель превращаются в веселую детскую возню, которую с удовольствием поддерживают взрослые. Свою роль сыграли и теннисные мячи, ставшие метафорой «солнечного» вина, заключенного в стекло, и честно отработали функцию одуванчиков, яблок и мороженного. Пространство для игры (детской? актерской?) тоже маркировано — газоны и ковры ложатся строго на одно и то же место, без вариантов. Тем не менее, самые пронзительные моменты спектакля — это текст Рея Бредбери. Создатели спектакля отдали дань уважения и автору, и тексту, не смотря на купюры. Собственно спектакль начинается с того, как актер Александр Королевский (еще не дедушка, еще не продавец обуви) открывает книгу и зачитывает начало: «Утро было тихое, город, окутанный тьмой, мирно нежился в постели. Пришло лето, и ветер был летний – теплое дыхание мира, неспешное и ленивое. Стоит лишь встать, высунуться в окошко, и тотчас поймешь: вот она начинается, настоящая свобода и жизнь, вот оно, первое утро лета». А вот теперь попробуйте сыграть ЛЕТО. Придется поверить на слово. О чем спектакль? О книге. В финале она одна на сцене. Читайте и перечитывайте классиков! Светлана Сивкова интернет-портал «Город Ч» - 10 октября 2019 Читайте также Против дуализма // «блог для начинающих критиков Start Up (проект СТД РФ)». - 10 марта 2020. Ольга Шредер. Театральные забавы // «Вестник Поволжье». - 25 февраля 2020. № 4. Альфия Табаева. «Затворник и Шестипалый»: опыт прочтения // - 03 февраля 2020. Мария Сандалова. Лето на языке // «Сцена». - 23 января 2020. № 4 (120). Наталья Панишева. Улетай! Наставления юношеству от затворника Пелевина // «Вятский наблюдатель». - 23 декабря 2019. Мэри Лазарева. |
|||
|