Эквус
ТЕАТР НА СПАССКОЙ - Кировский государственный театр юного зрителя
 
 
Меню
 
Сезоны

 

В провинции легче

Как правило, интервью с  театральными режиссерами — о работе: о премьерах, задумках, планах на будущее. «Бизнес Новости», в силу специфики издания, решили отойти от традиционного сценария. С новым главным режиссером «Театра на Спасской» Егором Чернышовым мы побеседовали о бродвейской  модели театра, о том, почему антрепризные спектакли похожи на зоопарк, и о хороших заработках в кино и сериалах.

- Егор Владимирович, насколько, на ваш взгляд, культура, если можно так сказать, рентабельна? Она может жить на окупаемости без помощи государства?

- Расскажу на примере театров. Есть две их модели. Первая  - репертуарный театр, в  котором каждый день - новый спектакль. Он не может быть самоокупаемым в принципе. Объясню, почему. Репертуарный театр — это большой штат сотрудников: труппа, монтировщики, различные цеха и так далее. Окупить их зарплаты только за счет продажи билетов нереально.  В России большинство театров — именно такие, к примеру, наш. Это сложилось исторически — до революции их поддерживали меценаты или купцы (к примеру, Савва Морозов помогал МХАТу), сейчас — государство. В Европе есть еще несколько стран (Польша, Германия), где много репертуарных театров.

Есть бродвейская модель - американская. Она подразумевает, что весь театр — это только продюсер. Больше никого на зарплате нет. Под каждый конкретный проект он нанимает тех людей, которые ему нужны, и подписывает с ними контракт. Месяц идут репетиции, затем месяц играют спектакль (если он имеет успех — то подольше), после чего его закрывают и приступают к подготовке следующего — уже с другим составом исполнителей. Вот такая модель вполне может быть окупаемой. Более того, она «заточена» на окупаемость...

- Популярные сейчас антрепризы тоже вполне рентабельны.

- Да, но, к сожалению, говорить, что это театр и искусство, мы не можем. Это банальное зарабатывание денег. Я бы сравнил антрепризу с зоопарком: вам обещают показать слона, а что он в это время будет делать - спать, есть, смотреть на вас — второй вопрос. То же самое и здесь: мы привезем вам известного актера, вы его увидите живьем на сцене, а качество спектакля — другое дело.  Главное — афиша и лицо звезды, а вкладываться в режиссера, драматургию, оформление необходимости нет. Это коммерция и довольно бездуховная.

- Зависимость театров от бюджета — только региональная тема?

- Почему? И в Москве, и в Санкт-Петербурге, и в других крупных городах они зависят от бюджета — в той или иной степени. Скажем, оперные или музыкальные театры в силу своей специфики и масштабности постановок обходятся намного дороже, чем драматические.

Государство покрывает зарплатный фонд и затраты на коммуналку, а вот на новые постановки театр во многих случаях зарабатывает сам. Постановочный фонд есть, но он, как правило, не очень большой.

Ну а какие возможности для зарабатывания денег есть у провинциальных театров? Искать спонсоров, привлекать гранты, буфет в конце концов. Правда мы - детский театр, у нас алкоголь продавать запрещено, поэтому доход от этого небольшой. 

-  Вы упомянули Америку, Польшу и Германию. А как строится театральная жизнь в других странах?

- Насколько я знаю, там та же самая грантовая система развита очень сильно, у нас же она только делает первые шаги. Есть фонды, которые занимаются поддержкой культуры, дают деньги на разные проекты.

Кроме того, в Европе театры, как правило, частные. Во Франции всего один государственный - «Комеди Франсэз», в Англии их тоже кот наплакал. 

- Насколько для театра прибыльны гастроли?

- Не думаю, что они проводятся ради денег — опять же если речь идет о провинциальных театрах. Перевозка декораций, билеты, гостиницы — все это довольно затратно. Так что в первую очередь гастроли — это своего рода приключение: поездка, новые города, зрители, эмоции. 

Да и в плане культурного обмена это интересно. Люди привыкли к своему театру, а тут приезжает другой — с новыми спектаклями, актерами, идеями.

- Вы работали во многих регионах. Есть разница в отношении к театрам со стороны властей?

- Конечно. Есть главы регионов, которые регулярно ходят в театр, интересуются делами, по мере возможности помогают в решении того или иного вопроса. Для них хороший театр — повод для гордости, они водят туда гостей. В таких местах театрам живется полегче. Есть и противоположная ситуация, что скрывать — вот вам три копейки и больше не просите. Все зависит от конкретного губернатора.

- Расскажите о положительных примерах.

- Норильск. Богатый город, плюс поддержку оказывает «Норильский никель». Другое дело, что там и особых развлечений-то нет: убери театр - и никакой культурной жизни не останется. Власти это понимают, и проблем с деньгами нет от слова совсем.

- А Пермь? Там могли себе позволить пригласить в театр оперы и балета режиссера Теодора Курентзиса...

- Именно потому что это оперный театр, там совсем другой уровень финансирования. К тому же это академический театр, что тоже предусматривает определенные дотации, и немалые.

- Реально ли монетизировать театрельные премии? Скажем, «Оскар» дает его обладателю определенный статус. А премия «Золотая маска» дает?

- Опять же все зависит от конкретного региона. Актер или режиссер за «Золотую маску» могут получить квартиру или премию, а могут не получить ничего. Конечно, имея такую статусную премию, можно идти к учредителям или к губернатору и попросить денег — повод хороший. Другой вопрос, дадут ли? Не факт.

- Театральные актеры активно снимаются в кино и сериалах. Опять же все дело в финансах?

- Да, и это очень плохая тенденция. Скажем, в Москве и Санкт-Петербурге театральным режиссерам очень тяжело работать: на репетиции никого не собрать, все актеры бесконечно на съемках, их амбиции там, и это логично. Если человек за два съемочных дня зарабатывает столько же, сколько за  несколько месяцев в театре, его можно понять. Известность, популярность и медийность — это кино и сериалы, своеобразный ключ к благополучию, вот все туда и идут. Есть единичные примеры актеров, которые стали узнаваемыми, играя только в театре.

В этом плане в провинции легче — здесь актеры живут театром, полноценно репетируют, готовятся к спектаклям. Да, есть возможность подзаработать, но от основной деятельности она не отвлекает.

- В небольших городах есть конкуренция между театрами?

- Обязательно. В первую очередь, за зрителя. В таких городах особых  развлечений нет, и люди выбирают между двумя-тремя театрами. И здесь все зависит от самих театров — сделать так, чтобы зрители выбрали их.

Есть конкуренция и за финансирование. Как я уже говорил, в регионах возможностей заработать деньги не так много, поэтому театры стараются преуспеть и в этом компоненте.

- Вы поработали во многих местах. Есть время посмотреть, как развивается городская среда, где комфортно, а где нет?

- К сожалению, не всегда — работа отнимает очень много времени. Нет такого - наступишь в лужу и думаешь: «Ах какой грязный город». Все они по-своему хороши. Скажем, Киров – отдельное место, не центральная часть России, но еще не Урал. В этом есть какая-то самостоятельность и стиль.

- Какие планы на ближайшее время?

- В ноябре проведем лабораторию под названием «Избранное». Мы - я и Юля Ионушайте, завлит театра, - много читаем и постоянно обмениваемся найденным материалом. Но для расширения кругозора я делаю еще и такую лабораторию. На нее будут приглашены театроведы, где первый предлагает 10 текстов, которые интересны и актуальны, но ставятся мало. Мы проводим 10 читок и зовем второго критика, который будет делать подобную программу в следующем году. Первый критик – адвокат своих текстов, второй – прокурор. Мероприятия будут публичными, с продажей билетов. Зрители, помимо знакомства с интересными пьесами, станут свидетелями диалога двух умных людей.

Вадим Шабалин

Бизнес новости в Кирове - 06 ноября 2019




Читайте также

Вино из теннисных мячиков // «интернет-портал «Город Ч»». - 10 октября 2019. Светлана Сивкова.

Учиться мудрости, любви и покаянию! // «Киров.ru». - 02 октября 2019. Ольга Дёмина.

Егор Строков «Наш спектакль сделан на вырост!» // «Киров.ru». - 02 октября 2019. Ольга Дёмина.

Актриса Алиса Олейник: «Мир катится ко всем чертям и ему не до нашего театра» // «Интернет-портал "Свойкировский"». - 02 октября 2019. Юля Ионушайте.

Артист Александр Балсанов: «Театр меняет людей. Так бывает» // «Интернет-портал "Свойкировский"». - 02 октября 2019. Юля Ионушайте.


   

В

In

In